На нервах можно играть, как на гитаре; можно боем и перебором. У иных мастеров такие песни получаются - заслушаться можно. Компания или женщины красивые сами обычно просят: сыграй да сыграй на нервах. И умелец выдаёт непременно что-нибудь авторское, каждый раз новое, своё. В этом деле он бард и менестрель.
Игрок на нервах очень часто бывает душой компании.
Ещё нервы могут лопнуть в один ужасный день от чрезмерного натяжения. Обрывки связать как было уже не получится, поэтому их можно сразу выбросить на помойку. Сначала кажется, что ерунда, ещё много осталось. А потом начинают экономить, беречь. По пустякам не расстраиваться. И однажды понимают, что всё, из-за чего раньше лопалось - пустяки.
Но это - мудрость, высший уровень. До неё ещё дорасти нужно.
А нервная система обычная, среднестатистическая, как правило, запутана, завязана морскими узлами, сбита в комок или болезненна, как колючая проволока.
Запущенность чувствуется особенно остро, когда клубок начинает распутываться, а узлы перестают болеть.
У меня случилось именно так, когда мир вокруг зазвучал по-другому.
Оказывается, чтобы вылечить усталые нервы, иногда достаточно просто избавиться от всех ненужных, пустых, бесполезных и раздражающих звуков. От звуков, которые вторгаются без спроса.
Я много раз бывала в деревне, но никогда не задумывалась об одной простой вещи: почему здесь сразу спокойно? Потому что каждый звук здесь на своём месте.
Звякнула цепь - это собака встала и пошла. Петух крикнул - здравствуй, утро. Дрова трещат в печи - это баня топится (оказывается, я сто лет не слышала, как трещат дрова в огне, как льётся вода в ведро). Муха жужжит - просто живёт так. В городе я не слышу, как жужжат мухи.
В большинстве городских звуков нет ничего ценного для души.Соседи сверху мебель двигают. Домофон пищит. Где-то опять ремонт дороги, и отбойный молоток терзает асфальт. А ровно в половине десятого на площадку, расположенную под моими окнами, выйдет детский сад. И два часа минимум в моём жилище будет стоять визг и гвалт.
Кондиционеры везде - днём и ночью. Без перерыва.
Самый главный деревенский звук - это тишина. В городе никогда не бывает настоящей тишины. Здесь, если идёшь с человеком по оживлённой улице, нужно отчаянно напрягать голосовые связки, кричать и прислушиваться к ответному крику. И тогда это называется "беседа".
Вечером во всех летних кафе грянет музыка - как правило, недобрая.
В небе пролетит самолёт. Проедет мимо адски грохочущая машина, водитель которой очень любит шансон и хочет поделиться радостью с каждым встречным-незнакомым.
Только завывающая каким-нибудь "Петербургским централом" иномарка скроется вдали, взревёт над ухом мотоциклист, кожаный в любую погоду, демонстрируя всем встречным-незнакомым, как он умеет - на одном колесе. А ещё вот эдак, понял?
Когда я зайду в универсам за продуктами, задушевный рекламный голос не оставит меня ни на секунду: "Кетчуп, кетчуп, кетчуп от "Персоны! Ай, вкусно очень добавить в макароны!"
А как стемнеет, затрещат фейерверки то тут, то там. И без календаря понятно: пятница, свадебный день. Завтра суббота - тоже свадебный.
Приблизительно в два часа ночи пройдёт по нашей улице группа мужчин и женщин, слаженно распевая во весь голос:
Выйду ночью в поле с конём,
Ночкой тёмной тихо пройдём,
Мы пойдём с конём по полю вдвоём,
Мы пойдём с конём по полю вдвоём...
Ночью в поле звёзд благодать,
В поле никого не видать,
Только мы с конём по полю идём,
Только мы с конём по полю идём...
Да нет здесь никаких звёзд. И благодати нет. И всего через 7 часов выйдет на прогулку детский сад.
И всё пространство вокруг сотово-электронно-интернетное. Без малейшего просвета.
Поэтому я так остро чувствую тишину в деревне. Я слышу, как хрустит на моих зубах чрезвычайно полезный лист зелёного салата. Как отделяется вишня от черенка. Как стекает в чашку густой прозрачный мёд.
Я слышу, как легко и непринуждённо распутываются и становятся на место все мои нервы.
А соседи в доме напротив тем временем решили починить крышу. Их рабочая бригада состоит исключительно из демонов. У них под тишину эх дубинушка почему-то не ухает. Поэтому очень скоро вся улица слушает, как шофёр-дальнобойщик попал в непростую ситуацию:
Я мучаюсь от холода,
Меняя колесо...
И разухабистый женский голос уверяет следом: я одна у тебя верная подруга, не волнуйся, меняй колесо спокойно, подожду тебя.
Пришлось объяснять бригаде: вы хотите это слушать, а мы не хотим. Понимаете?
И опять наступила благость в рабочий полдень с единственным облачком над головой. И звук молотка означал только то, что зимой хозяевам дома будет хорошо и удобно.
Дай-ка я пойду посмотрю,
Где рождает поле зарю,
Ай брусничный цвет, алый да рассвет,
Али есть то место, али его нет...
Пока ещё али есть. К счастью.
" В большинстве городских звуков нет ничего ценного для души." - очень емкая и правильная фраза, Ирина! И для здоровья тоже. Мы даже не осознаем масштабов этого шумового стресса.
ОтветитьУдалитьА ведь еще в 19 веке Кох, тот самый, что открыл туберкулезную палочку, писал, что люди будут бороться с шумом, словно эта напасть похуже чумы или холеры.
Ольга, стресс ужасный и постоянный. Не удивительно, что летом все стремятся при малейшей возможности вон из города, просто сбегают - хотя бы на выходные.
ОтветитьУдалитьЧтобы хоть немного прийти в себя.
"Каждый звук на своём месте" - воистину так! Раньше, когда в городе жила, как-то не замечала особенно,только когда уж совсем нервный клубок морским узлом завяжется, а сейчас, когда бываю в городе (редко! в маленьком городе, где пробка - это событие, достойное публикации на городском сайте новостей!) все эти звуки просто шокируют, причём не только мозг и сознание, а что-то очень глубокое - это можно сравнить с инфразвуком, который не слышим, но рождает раздражение и прочие неприятные эмоции. И я спешу, спешу оттуда поскорее - туда, где слышен звук вишни, отделяющейся от черенка. Если честно, очень сочувствую городским жителям, но стесняюсь это сочувствие проявлять - уж больно ревнивая порой бывает реакция.
ОтветитьУдалитьЮля, не стесняйся, я согласна: жизнь в большом городе - это невеликая радость для души и тела. Многие привыкают и другого не хотят. А если говорить о нашем климате - в деревне прекрасно летом, а вот во все остальные времена года я бы не решилась. Привыкла к центральному отоплению и горячей воде в любое время суток.
ОтветитьУдалить