И тут я сразу всё вспомнила. Искала на полке другую книгу, а наткнулась на брошюру "99 советов на одно лето" (памятка для вожатых). Год издания 1966. Не моё детство, а моих родителей. Но у нас было почти всё то же, только без горна. И никто не спрашивал у вожатых, можно ли танцевать чарльстон. Самые продвинутые вешали в изголовье своей кровати портрет серьёзного Юры Шатунова или улыбающихся во всю ширь Дитера Болена и Томаса Андерса.
Я села тут же на пол и стала перелистывать.
"Опять физрук Алёша вышел на зарядку небритым. В кафе решили вожатые: с небритого - штраф. Какой? Ну хотя бы такой: будет у тебя выходной - добудь в городе два килограмма воблы. Хоть из под земли достань. Сам понимаешь, как нужна летом в лагере вобла."
Не понимаю. А зачем летом в лагере два килограмма воблы? Вожатым после отбоя? А пиво пусть везёт из города другой проштрафившийся - небритый музыкальный работник?
Все знают, что самая нужная вещь в лагере - это зубная паста. Лица мазать в последнюю ночь (только тюбик согреть предварительно, чтобы неосторожно уснувшая жертва не проснулась от мятных прикосновений и не обрадовалась раньше времени).
Но всё равно книга интересная такая.
"Тут же на общем сборе договорились о таком обычае: с началом нового дня вожатый и ребята приветствуют друг друга салютом. И в течение дня обращаются друг к другу по всем пионерским вопросам с салютом. Салютом отвечает пионер, получив поручение, салютом докладывает о его исполнении. Если вожатый сидит, например, на скамейке, разговаривает с ребятами о том о сём, а к нему подошли с салютом, то он обязан встать и стоя выслушать того, кто подошёл. Стоя он даёт поручения. Стоя слушает рапорт о выполнении задания."
Зачем человеку каникулы,
Задумывался кто-нибудь?
А человеку каникулы
Затем, чтоб отдохнуть...
Нет, у нас было не так сурово. И никаких общих сборов.
Кажется, через пионерский лагерь хоть раз в жизни прошёл каждый из моих ровесников. Ну, или почти каждый. Я была там два раза. И, кроме того, что домой хотелось всё время и очень сильно, запомнила немногое. Как зачем-то ежедневно поднимали, а потом спускали флаг (всё это происходило во время линейки. Нужно было стоять смирно и неотрывно следить, как ползёт по проволоке вверх или вниз развевающееся на ветру полотнище. Кто-то сдавал какие-то рапорты).
Ещё мы 4 раза в день, тоже почему-то строем, ходили в столовую. Дежурные на входе проверяли, у всех ли чистые руки. Помню громадный, сложенный из брёвен костёр в конце смены (единственный за всё пионерское лето). Взрослые следили, чтобы мы держались от пионерского костра на безопасном расстоянии.
Наградой за то, что мы выдержали испытание, был подарок, на манер новогоднего. Одна девочка, вовсе даже не моя подруга, нащупав сквозь фантик, что её шоколадка сломана пополам, принялась клянчить мою, целую. А когда я не согласилась на такой невыгодный обмен, очень обиделась. Но совесть меня не мучила. Я заслужила целую шоколадку. Я выдержала всю смену целиком. Я двадцать восемь раз наблюдала вживую спуск и подъём флага.
Но до сих пор, после того похода с ночёвкой, когда свирепые комары обглодали мне всё лицо, не выношу палатки и всё, что с ними связано.
А в лагере каникулы -
Мучение одно.
Я попросила родителей не делать так больше. Пожалуйста!
Как быть, если ты не коллективный человек, и чувствуешь себя в лагере посторонним В? Если не хочешь со всем отрядом?
При этом я с большим интересом и удовольствием смотрела фильмы про пионерский лагерь. Их много снимали в то время. "Завтрак на траве", "Три весёлые смены", "Каникулы Петрова и Васечкина". Дети в этих фильмах под руководством нереальных вожатых и воспитателей занимались интересными делами, с увлечением играли в ненавистную "Зарницу" и совсем не скучали по дому. Они всё время пели и танцевали, они хотели быть вместе в любое время суток. А всех одиночек и неактивных вовлекали в коллектив, поручали им дела. И неактивные менялись к лучшему прямо на глазах. Всегда успевали к концу смены.
Это были задорные фильмы, весёлые истории. Но среди них был один совершенно особый, не похожий ни на кого. "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён".
В чём секрет бессмертных фильмов? Спецэффектов там нет (а если есть, то самые примитивные); машины и самолёты не кувыркаются в воздухе, объятые пламенем; супермен не спасает весь мир в последнюю секунду; не мелькают с определённой периодичностью голые тела (для того, чтобы лишний раз напомнить зрителю о предназначении человека).
А весь секрет - в языковой личности. Она почти не встречается в современном кинематографе (как и в жизни, впрочем). Драки и спецэффекты можно посмотреть один раз. А возвращаться хочется к личности. Вот и с блогом так же: читатель приходит снова не на модный дизайн и современный шаблон посмотреть. а послушать, что говорит автор, зачем и как.
Я не понимаю, почему современное кино заговорило так серо и тускло, так плоско и пошло. Почему на смену драгоценным сервизам так резко пришла одноразовая посуда. Чтобы перехватить на ходу - и мыть не надо. Сразу в мусорное ведро.
Может быть, именно поэтому не снимают сейчас детское кино?
В фильме "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён" действует уникальная, единственная в своём роде языковая личность.
Сказочно-приключенческий сюжет, конечно, знают все. Пионер Костя Иночкин нарушил запрет и переплыл на ту сторону реки. Он ведёт себя иначе, чем остальные. Он не вписывается. Поэтому он Иночкин.
И это не первое нарушение Иночкина! В день приезда он фехтовался на палках. А вслед за ним все стали фехтоваться, даже девочки.
Ночью под одеялом он зажёг фонарик и читал книгу. И все стали читать книги.
Злостный нарушитель дисциплины изгнан из лагеря. Дожидаясь на станции поезда, Иночкин представляет себе сцену возвращения домой. Вот он звонит в дверь (а на двери почтовый ящик, из которого выглядывают две газеты: "Комсомольская правда" и просто "Правда". Две правды. значит). На пороге возникает бабушка: "Костя, тебя что, из лагеря выгнали? Ты меня в гроб вгонишь!" И падает плашмя. Скорбная толпа в виде вопросительного знака несёт плакат: "Зачем ты убил бабушку?" Вопрос, не побоюсь этого слова, один из самых главных в русской литературе, русской культуре и русской истории.
И бабушкин портрет в чёрной рамке - ну просто вылитый Н. С. Хрущёв.
Добро пожаловать в мир киношедевров! В компанию фильмов, с которыми можно расти.
А Костя Иночкин тем временем тайком возвращается в лагерь.
Самый бесподобный персонаж фильма - начальник лагеря тов. Дынин, в великолепном исполнении Евгения Александровича Евстигнеева. У него нет имени и отчества. На дверях его кабинета, на крышке его чемодана так и написано: тов. Дынин. Нечто круглое, правильное, но с тонким ароматом.
Он чиновник, а не педагог. Он заскорузлый. Он живёт по замшелым правилам, по полустёртым инструкциям. Но в его устах концеляризмы и штампы превращаются удивительным образом в блестящие афоризмы. Наверное, 90% цитат из этого фильма принадлежит тов. Дынину.
— Дети, помните: вы — хозяева лагеря. Вы! От вас что требуется, друзья мои?
— ДИС-ЦИ-ПЛИ-НА!
— Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка. Но за все эти годы я не смог огорчить её до смерти. А он — смог!
— Компоту хочешь?
— Нет!
— Всё!
— Завтра нам предстоит взять рекордную высоту. По дисциплине, по организованности.
— А фокусы это талант?
— Да.
— Ну ладно, запишите и меня: я «летающую даму» покажу.
— Правильно, молодец… Только без карт!
— Пионеры… а мучаете птицу! Нехорошо!
— Ты, Митрофанова, такого дяди племянница, а вавилоны на голове устраиваешь! Понятно говорю?
— Я инструментальный квартет освободил ото сна — пусть тренируются…
На ходу играют… Виртуозы!
— Что мы, бедней других, детей в папиросную бумагу заворачивать?!
— Что читаешь?
— Чехова.
— Зачем?
— Смешно.
— Много смеёшься. Почитала бы лучше журнал «Вожатый».
— Мы бодры, веселы…
— Стоп, стоп! «Бодры» надо говорить бодрее. А «веселы» как?
— Веселее!
— Молодец, понял.
- Что ж, Коту в Сапогах премию давать?
- Товарищ Дынин, а сейчас к бобовым большое внимание. Может. стручка премируем?
- Если б надо было стручка премировать, на химзаводе проявили бы инициативу.
— В других отрядах каждый день привес, а твои на месте топчутся.
— Прирост веса — минус 100 грамм! Вот до чего доводят эти вавилоны на голове!
— Иночкин, ты был для меня кровным врагом, а сейчас стал кровным братом. Но в лагерь я все равно тебя не верну! Ты купался в неположенном месте!
— Что ни день — сто грамм, что ни день — сто грамм. А то и сто пятьдесят. Этак они к концу смены за тонну перевалят!
— Кто здесь? Мальчики? Очень хорошо! И девочки? Отлично! Что же вы здесь делаете?
— В картишки дуемся… в подкидного дурачка.
— …Сегодня подкидной, завтра азартные игры… Отвлечение от созидательного труда! Понятно говорю?
— Кто здесь? Вожатые? Очень хорошо! И заведующий хозяйством? Отлично! Что же вы здесь делаете?
— Ужинаем…
— Что?!
— Закусываем!
— Э-э-эх… Нашли место и время! Чтоб завтра ни в одном глазу! А потом поговорим… Кроме того, фильм наполнен остроумными находками, символами и намёками. Плакат: "Парники. Без вожатых не входить!" И рядом: "Дети - хозяева лагеря!" А потом ещё, прекрасное: "Не играй с рекой!"
На изнанке фанерной ракеты, из которой выглядывают концертные космонавты, написано: "Не кантовать!"
И странная, комическая фигура лагерного блаженного - то ли рыбака, то ли любителя бабочек, который появляется то тут, то там и пристаёт к всем: "А чё это вы тут делаете, а?" Но именно у него получается в финале перепрыгнуть через реку вслед за Иночкиным и его бабушкой.
Как жаль, что сейчас принято просматривать, а не присматриваться.
Посторонним вход запрещён в мир киношедевров.
И вот тут я как раз не хочу быть посторонним В. Хочу сидеть у настоящего костра и не считать дни до конца смены.
Это фильм, который можно пересматривать много раз.
ОтветитьУдалитьА вот "Каникулы строгого режима" пересматривать не хочется.
И отправлять ребенка в современный детский лагерь тоже не хочется. Может, передумаем - время еще есть.
Ели ребёнок любит знакомства, мероприятия, массовые развлечения, ему хорошо должно быть в лагере. Это и друзья новые, и впечатления. А вот если быстро устающий от людей и шума интроверт, которому нужна каждый день порция одиночества - тогда трудно. Мой двоюродный брат как раз из таких. В детстве его премировали путёвкой в "Орлёнок", и он промаялся всю смену. Нельзя было уклониться ни от игр, ни от танцев, ни от спортивных соревнований. Я тоже именно из-за этого не переносила лагерь.
ОтветитьУдалить"Каникулы строгого режима" - одно название чего стоит. Что-то даже один раз смотреть не хочется.
Пока ребенок любит знакомства, более того, если с ней не желают знакомиться, она не огорчается, она этого не замечает. Мне не очень нравится сама идея отдавать ребенка в незнакомый коллектив к незнакомым вожатым.
ОтветитьУдалитьПросто ещё малышка пока. А многие школьники, даже младшие, с удовольствием ездят в лагерь. В прошлом году десятилетний сын моей подруги был среди смены отправлен домой с высокой температурой, чуть не плакал, всем сердцем рвался назад.
ОтветитьУдалитьДовольно часто ездят не в одиночку, а с группой друзей-одноклассников. Мне кажется, это отличный вариант.
Но и от ребёнка многое зависит. Моя дочка впервые в жизни попала в лагерь в прошлом году (призовая поездка за победу в конкурсе). И когда после двух перелётов, после автобуса бодрая вожатая повлекла их ещё на какие-то танцы, конкурсы, дискотеки (отказаться - нельзя), дитя моё взвыло: "Больше никогда в жизни, ни за что!"
Я тоже думаю, что это был перебор. Насколько я помню, в пионерских лагерях открытие смены устраивали на следующий день - когда дети отдохнут после дороги (даже на автобусе за город с кучей незнакомых людей - это эмоции!), привыкнут к месту и друг к другу.