Вариант школьной формы |
Девочки-старшеклассницы задумывались над фасоном и длиной, потому что у них уже имелись талии и ноги. Отечественные швейные фабрики были всегда готовы. Знали, для кого трудятся. В фильме "Вам и не снилось" водитель такси говорит: "Моя тоже в девятом. Пятьдесят второй размер форму купили. Представляете?"
Представляю, почему нет? Только не в сочетании с белым фартуком и гольфами.
И вот когда я и мои одноклассницы тоже стали приближаться к возрасту фасонов, государство объявило свою предсмертную волю: "А теперь кто в чём хочет, дети мои. Каждый сам за себя." Официально это называлось "свободная форма".
У нас дома была книга под названием "Математическая шкатулка". Меня заинтересовало в ней только одно задание, проиллюстрированное репродукцией картины Богданова-Бельского "Устный счёт".
На картине много мальчиков в лаптях, онучах и подпоясанных деревенских рубахах усиленно думали, пытаясь решить записанный на доске пример. А учитель в очках лукаво улыбался.
Я тоже попыталась решить этот пример устно, потом быстро посмотрела ответ в конце и потеряла к "Математической шкатулке" интерес. Но картина запомнилась. Я думала так: это бедные, крестьянские дети, потому и нет у них формы. Подопечные графа Толстого в яснополянской школе выглядели не лучше - тоже бедные, крестьянские. И на старых фотографиях - там, где лекбез, беспризорщина и разруха, внешний вид учеников был так себе. А вот у гимназистов была форма, и у нас тоже была. Вывод: без формы только крестьянские, или когда со страной совсем плохо.
В нашем случае был второй вариант.
Но мы очень обрадовались "свободной форме". Покончено с фартуками, с нудным пришиванием манжет, ура! Делай всяк, что хочет. У меня как раз в ту пору были фантастические джинсы с карманами на коленках и ярко-красной нашивкой спереди на бедре. А на той нашивке - старинный аэроплан. Самое то для школы. Сверху ещё джемпер всех цветов радуги, чтоб не совсем уныло. У одноклассников тоже были припасены подобные чудеса.
Но вмешалась наша классная руководительница, учительница литературы, выпускница университета (тогда ещё, услышав слово "университет", не уточняли, какой именно. Университет был один - в Академгородке).
Она притушила наш дикий восторг и сказала: "Свободная форма не отменяет приличие. В джинсах и спортивной одежде на уроки приходить запрещается."
Что нам оставалось? Только строгие платья, классические юбки, однотонные блузки. С разнообразием в то время было совсем туго, но мы как-то ухитрялись выглядеть достойно. Особенно на фоне других классов, у которых были не такие требовательные учителя.
Потом, во время студенческой практики, во время работы в школе, я часто вспоминала эти слова: "Свободная форма не отменяет приличие". Я думала: "Неужели совсем ничего нельзя придумать? Чтобы современно, удобно, элегантно и по возможности красиво?"
Через какое-то время придумали и снова объявили всеобщую обязательность. И я с грустью поняла, что форма моего детства была ещё далеко не самым худшим вариантом. Особенно когда увидела в интернете коллекцию от какого-то кутюрье.
Коллекционные дети были преимущественно в сером (особенно кофты девочек - как из сундука прабабушки), на головах у детей были надеты шапки из того же материала. И никаких инструкций - снимать их во время уроков или прямо так овладевать знаниями, чтобы всё выученное не улетучивалось тут же из мозгов.
В школе, где учится моя дочь, форма представляет собой мешок с прорезями для головы и рук. На груди - нашивка с номером и эмблемой школы. У нас мешок тёмно-синий, в других школах города встречаются серые и малиновые мешки. Официально они называются трикотажными безрукавками. Цена у них неадекватная, качество оставляет желать лучшего. Девочки-старшеклассницы могут вообще забыть о том, что у них есть фигура. Мешок надёжно хранит все тайны. А чёрный низ покупайте сами.
Я совсем не против школьной формы. Я за. Я против бесформенной формы, которая стоит дорого, а выглядит дёшево. Которая официально принята в школе, но при этом ученики её всячески избегают и ненавидят.
Сейчас, как ни пытайся возродить единую школьную форму, она уже никогда не будет выполнять свои прежние функции. Не будет дисциплинировать, настраивать, давать ощущение причастности. Возродить можно видимость, а не суть. Но пусть будет хотя бы видимость, хотя бы картинка. Потому что "свободная форма" не может быть эстетичной: кто в лес, кто по дрова. Я ничего не имею против подвёрнутых джинсов, коротких маек и оранжевых толстовок. Просто они должны знать своё место.
Теперь осталось только придумать достойную картинку.
Мы повесили синий мешок в шкаф - пусть останется на память о том, что было. А сами купили в магазине два платья - чёрное и тёмно-синее. С белыми манжетами и воротничками. И бдительные завучи ничего не сказали. А что они скажут? Ведь красиво, для глаза приятно. Женственно. И при этом "свободной формой" не назовёшь. Потому что тысячу лет назад были придуманы белые манжеты на тёмном платье. Может быть, это что-то значит?
Вот теперь я знаю кое-что о современной школьной форме.
ОтветитьУдалитьИрина, а как Вам идея "одеть в форму и учителей заодно"? Кажется, полгода назад выдвигались такие идеи там, наверху.
Зарянка.
Мне кажется, это абсурдная идея. Но я всегда за дресс код. Подруга рассказывала, что первая учительница её дочери приходила на работу в мини-юбке и декольтированной майке. И разговаривала во время урока по телефону со своим бойфрендом.
ОтветитьУдалить