Когда одноклассница показала мне однажды песенник своей старшей сестры, я оторопела от восторга. Чуть ли не на первой странице плыл по морю корабль с парусом, который был аккуратно, по линейке заштрихован фломастером (красным, конечно, каким же ещё?). А ниже круглым пятёрочным почерком написан был стих:
Ребята, надо верить в чудеса.
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка запоёт над океаном.
Не три глаза, ведь это же не сон,
Ведь алый парус правда гордо реет
В той бухте, где отважный Грей нашёл свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.
А на другой странице - снова стих:
Кораблик детства
Уплывает в детство.
Белые большие
Трубы скошены назад.
Дайте наглядеться,
На прощанье наглядеться,
Дайте нам наслушаться,
Как они гудят.
Перелистнула - и снова невиданная красота: мимозы, женский профиль, маленький домик. И, самое главное - снова стихи, опять стихи, везде стихи:
Время - старый волшебник, спешащий куда-то
В переулках московских всё прячет тебя
Но вот-вот из луча золотого заката
Выйдешь ты неожиданно, словно судьба.
Мастер и Маргарита жили в Москве былой,
Мастер и Маргарита - тайна в легенде той,
Мастер и Маргарита, век наступил иной, но
Мастер и Маргарита - в каждой любви земной.
В то время я ещё представления не имела, кто такие эти двое. Но поняла одно: нужно срочно что-то делать. А именно - пора обзаводиться собственным песенником. Чтобы тоже корабли плыли по всем морям.
Придя домой, я достала самую толстую тетрадь, какая только нашлась в хозяйстве (96 листов), и криво начертала на первой странице, по канону: "Писал не писатель, писал не поэт, писала девчонка 11 лет".
И стала по линейке заштриховывать парус.
Здесь нужно объяснить, что такое песенник. Это такой девичий дневник-сублимация. Там было всё - и роковая тайна, "нечто и туманна даль", сердце со стрелой - обязательно. Далее - хитро зашифрованное имя милого друга (чаще всего придуманного), сложенные треугольником на самом видном месте "секреты". Чтобы читательница непременно открыла его и приняла к сведению: "Не верь мальчишкам, не верь их ласкам. Их сердце скрыто под чёрной маской."
О, не будем! Не станем верить коварным и ласкам их! Безжалостно подцепим чёрную маску отросшими на целых 3 миллиметра ногтями, оторвём от чёрного сердца, скомкаем и отбросим прочь. Нате!
Но потом, когда появлялись реальные претенденты на руку с ногтями, забывали все предостережения и верили, конечно.
Песенник нередко противоречил сам себе:
Что пожелать тебе, не знаю,
Ты только начинаешь жить.
От всей души тебе желаю
С хорошим мальчиком дружить.
Но кто на это обращал внимание? Мы уже привыкли к тому, что жизнь лишена всякой логики. И совершенно спокойно произносили дразнилку всех времён и народов: "Так тебе и надо, курица помада!" Что за курица? При чём тут помада? При том, что так надо!
Записав в толстую тетрадь два десятка любимых стихов и песен и научившись как следует штриховать по линейке фломастером, я свой дневник забросила. Пару "секретов", правда, загнула, следуя обычаю. И очень жалею, что этот ценный документ не дошёл до наших дней.
Но в толстых тетрадях моих более усидчивых и терпеливых подруг кипели нешуточные страсти:
Вдали пылающий камин.
Судили парня молодого.
Он был красивым сам собой,
Но в жизни сделал много злого...
Это вам не Ассоль, дождавшаяся Грея. Это леденящая кровь история о преступнике, который впотьмах не разобрался и зарезал широким кинжалом всё своё семейство.
Впрочем, романтики тоже хватало:
А в нашем классе есть мальчишка,
Глаза как ясная заря,
Смутил он всех девчонок в классе,
И вот добрался до меня.
Смутился разум мой,
Не знаю, что со мной...
Были и куплеты о быстротечной жизни:
Годы мчатся, будто ураган,
Стал студентом Витя-мальчуган,
Ну, а Оле 18 лет,
Расцвела, как розовый букет.
Фонари на лавочках горят,
Старички на лавочках сидят.
"Помнишь, Оля, было нам 6 лет?
А теперь ты бабка, а я дед!"
Время-старый волшебник, спешащий куда-то...
Уездные барышни упали бы в обморок от таких песенников. Да в настоящий, а не симулированный. Фи! Как можно? Пошлость, моветон!
Конечно, это вам в альбомы писал поэт. Может быть, даже сам Пушкин. А нам писала девчонка 11 лет. Учитывайте разницу.
"Ах, бедная Лиза!" Расплывшиеся от слёз тетрадные клеточки, засохший цветок. "Люби меня, как я тебя, и будем вместе мы друзья.""Найдёшь ошибку, прими за улыбку"...
Когда приходили настоящие чувства, песенники теряли свою актуальность. На смену им часто приходили заветные тетрадки с настоящими стихами.
Полной противоположностью сентиментальным девичьим дневникам была другая разновидность школьного фольклора. Так называемые "садистские стишки". Откуда они пришли? Как появились? Никто не знал. Это был какой-то параллельный мир, территория особого смеха. Вывернутая наизнанку действительность. Мы любили и ждали каждый вечер передачу "Спокойной ночи, малыши!" В основном, из-за мультфильма, конечно, а не из-за говорящих игрушек. И тут же высмеивали сами себя:
В студию Филя приплёлся устало.
Степашка с Каркушею кушали сало.
Филя спросил: "А где же наш Хрюша?"
"Нет его больше", - всплакнула Каркуша.
Все вожди, все пламенные и беззаветные таились не только в звёздочках, галстуках и памятниках, но также щурились хитро из незамысловатых стишков. И это тоже было правдой.
Феликс Эдмундыч по свалке гулял,
Феликс Эдмундыч железку искал.
Гулко о череп стукнул кирпич -
Метко стреляет Владимир Ильич!
Старшим товарищам, на которых следовало равняться, досталось тоже:
На верёвке смотрит вдаль
Комсомольский секретарь.
Звёздочки в ряд и пилоточки в ряд -
Трамвай переехал отряд октябрят.
Рядом вожатый жуёт бутерброд.
Завтра он новый отряд приведёт.
Дедушка в поле гранату нашёл
И к исполкому, сердешный, пошёл,
Перекрестился, бросил в окно.
Дедушка старый, ему всё равно.
Предчувствие большой и светлой любви нисколько не мешало нам вовсю цитировать:
Двое влюблённых по рельсам гуляли.
С кем не бывает? Споткнулись, упали.
Ход не замедлили экспресс из Сибири.
Было их двое, а стало четыре.
Мы увлекались "садистскими стишками" в том возрасте, когда полагается протестовать против всего на свете. И в первую очередь - против взрослых. Мы смеялись - назло им. Назло их инструкциям, предостережениям, страхам, назиданиям, бесконечным оценкам и нравоучениям, и 10-минутному крику в начале каждого урока.
Девочка в поле бритву нашла.
"Что это, дядя?" - спросила она.
Дядя ответил: "Губная гармошка."
Всё шире и шире улыбка у крошки.
Каждый ребёнок обязательно должен пройти в своём развитии фольклорную стадию. Когда мир чётко делится на плохих и хороших, своих и чужих. Не ходи за ворота, там гуси-лебеди промышляют по заданию Бабы Яги.
И сам ты - часть этого мира, как звезда или пень. Чтобы прочувствовать и понять это, нужно много, очень много сказок, колыбельных, загадок, прибауток, песен, дразнилок, считалок, заклинаний, страшилок. Нужно начинать с самого крепкого.
Чтобы потом, когда придёт время одному выходить на дорогу, путаться в оттенках серого, искать чёрную кошку, которой здесь никогда не было, всегда оставалась эта уверенность. Добро - победит, любовь - нечаянно нагрянет, а племя в случае чего примет обратно, без долгих разговоров и лишних вопросов.
А те песни, с которых начинается твой рассказ, до сих ор поют в дестких лагерях, я, как вывшая вожатая, их хорошо помню,теперь весь день буду петь))
ОтветитьУдалитьДа, хорошие песни почему бы не петь? Про камыш и мальчишку-глаза, как ясная заря в моём детстве тоже пели в лагере и во дворах. Но, видимо, они не прошли испытание временем.
ОтветитьУдалитьА что, стишки можно использовать, как метод воспитания, чтобы дети не трогали неизвестные предметы!
ОтветитьУдалить"Девочка Маша по полю шла,
Девочка Маша гранату нашла,
Я не забуду даже во сне
Ее голубые глаза...
... на сосне"
И классика:
"Маленький мальчик нашел ананас,
Очень похож на немецкий фугас.
Маленький мальчик начал жевать...
Зубы нашли километров за пять."
Я думаю, что эти стишки и были придуманы в противовес всевозможным инструкциям и правилам:
ОтветитьУдалитьДевочка просит у мамы конфетку.
Мама сказала: "Сунь пальчик в розетку"...
Дальнейшее известно.
Мы тоже заполняли страницы песенников - чужих и своих. А еще в них была обязательная анкета. И каждый гость что-то писал - пожелания, свое любимое стихотворение, рисунок. У меня почерк всегда был плохой, так что заголовки я по трафарету делала.
ОтветитьУдалитьА фломастеры ходили по рукам. Дефицит.
И А.С. Пушкин писал в гостевых альбомах - что-то вспомнилось к слову о песенниках.
А сейчас тоже пишут, но на стенах - в соцсетях и в подъезде тоже.
Черные стихи плохо помню, но тоже были. Муж их помнит.
Анкета - это святое дело! Они даже существовали как отдельный жанр, в отдельных толстых тетрадках. И гадалки были. У меня до сих пор хранится сложенная треугольником тетрадка - новогодние пожелания (1988 год).
ОтветитьУдалитьФломастеры, как я сейчас вспоминаю, особым дефицитом у нас не были, но количество цветов было скудным - всего 6 (жёлтый очень быстро заканчивался, приходилось заправлять его одеколоном). И вот когда я училась во втором классе, папин знакомый привёз мне из Чехословакии фантастический набор - 24 цвета! Там и лимонный был, и салатовый, и охра! Невероятное богатство. И качество отменное - я рисовала теми фломастерами несколько лет. Тщательно закрывала все колпачки.
Чёрными стишками мы увлекались в старших классах. Они очень хорошо вписывались в то чёрное время, которое бушевало вокруг нас.