Если бы я сейчас преподавала литературу в средней школе, один из самых кошмарных моих снов выглядел бы приблизительно так.
Вот начинаем мы с детьми проходить "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина. Вот прочитали вслух. Далее у меня в плане написано чёрным по белому: объяснить значение непонятных слов. И я начинаю прямо с названия.
"В летописи "Повесть временных лет", - скажу я, - приводится прозвище великого древнерусского князя - Вещий. То есть тот, кто знает, провидит будущее. Легенда о смерти Олега вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на создание прекрасной баллады."
И в этот самый миг над какой-нибудь задней партой вырастет непредвиденная рука. А следом за рукой встанет и весь мальчик. Совсем даже не отличник, никакая не надежда и не опора. На такого и не подумаешь никогда. Допустим, Саша. Пусть будет Саша.
Саша заговорит: "А вот смотрите. Вы сейчас сказали, что вещий - значит провидец. Зачем же он тогда спрашивает у старика: "Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?" Если Олег видит будущее, он сам всё должен про себя знать - что сбудется, а что нет."
А в моём плане ничего не написано о том, что возможны нестандартные вопросы от пытливых учеников с задней парты.
Глазки мои суетливо и стыдливо замечутся по углам. Возведутся к портрету Пушкина, висящему над доской: "Александр Сергеевич, подскажите! Дайте знак!"
Но Пушкин будет смотреть в одному ему ведомую даль. И руки будут скрещены у него на груди. Закрытая поза называется. Не хочу общаться, подите прочь, ленивые и нелюбопытные. В изящной словесности нашей официантов нет. Сами, сами, сами! Я всё сказал!
А тёзка великого поэта будет молча ждать. И весь класс, шестой или седьмой (вот черти полосатые!) будет ждать. Что?
И я возьму себя в руки. "Очень интересный вопрос! - скажу я. - Неожиданный, да. Давайте я дома уточню, посмотрю специальную литературу, и мы продолжим разговор на следующем уроке. Задание на каникулы: "Песнь о вещем Олеге" наизусть."
А каникулы впереди длинные. Много воды утечёт. Всё забудут. Всегда забывают.
Вот проходят каникулы. Начинается урок. "Кто желает отвечать наизусть? Так, понятно. Лес рук. Тогда к доске пойдёт..."
И в этот самый момент над задней партой вырастет рука, а следом за ней и весь Саша: "А помните, вы обещали сказать, почему Олег не может сам себе сделать предсказание, если он вещий?"
И весь класс - на меня молча. Что?
Тут самое время проснуться в холодном поту и с колотящимся сердцем. Моё бессилие и позор - всего лишь страшный сон! И пытливые ученики с нестандартными вопросами - тоже сон. Часто несбыточный и очень редко - вещий, как знаменитый князь.
В реальной жизни я не стала бы выкручиваться и призналась бы честно: не знаю. Нет у меня ответа. Помогите найти. Глядишь, и тоже станем немного вещими.
Только никто и никогда не задавал мне такой вопрос.
Но пушкинскому Олегу повезло всё-таки больше, чем вороне из басни Крылова. Все учили её в начальной школе. Вернее, зубрили и тарабанили:
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло...
Вредный дедушка Крылов никак не мог обойтись без того, чтобы не вставить в своё произведение непонятное слово. На то он и классик.
Учителя не объясняют, а ученики не интересуются. Я спрашивала знакомых школьников, и никто из них не знает, кто такая вещунья и почему Крылов называет так ворону. Задача была другая - ответить на пятёрку. И многие ответили.
Вещунья - значит предсказательница, прорицательница. В русских легендах и сказках ворона (ворон) часто является вещей птицей. Поэтому у Крылова так.
И пытливый мальчик Саша в этом месте снова мог бы поднять руку и задать очередной нестандартный вопрос: "А почему, если ворона вещая и мудрая, она так легко дала обвести себя вокруг пальца?" Учитель может вздохнуть облегчённо, потому что на этот вопрос ответ есть: Крылов хотел написать текст не только поучительный, но и смешной. И у него получилось.
Что мы знаем после школы о Крылове? Старик с немытой головой, обжора, который писал стихи с моралью нам на мучение? А на самом деле это был очень неординарный человек, разнообразно одарённый. Он не только сочинял, он и на скрипке играл, и рисовал. И артист был великолепный. Его басни нужно не "отвечать на оценку", а обязательно играть. И умирать со смеху. Когда мы просто читаем, всё самое главное проходит мимо.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру...
Первая строчка после морали, и сразу гениальная. А дальше:
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась...
Представьте себе эту якобы мудрую птицу, которая сидит туча-тучей на дереве. Взгромоздилась. О чём это она призадумалась? Клюв открыт, из него сыр торчит. Глаза бессмысленные в одну точку уставились. Сомневаюсь, что она таким образом будущее прорицает. Скорее всего, пытается вспомнить, как её зовут и что с сыром делать.
На ту беду Лиса близёхонько бежала...
Не мимо, не близко, а близёхонько - хитрое слово.
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит...
В этом природа смешного: говори о высоком низко (вещунья в ступоре и едой во рту), но о низком - высоко (сыр пленил).
Вещунья оказывается глупейшим созданием, к тому же ещё и тщеславным, сыр - главным героем. Лисица играет саму себя.
Уж сколько раз твердили миру! Самое время призадуматься.
Но сыр-главный герой почему-то по-прежнему летает и летает из клюва, лисы на цыпочках ходят и ходят. А глупые, вообразившие себя вещими, каркают и каркают.
Вот начинаем мы с детьми проходить "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина. Вот прочитали вслух. Далее у меня в плане написано чёрным по белому: объяснить значение непонятных слов. И я начинаю прямо с названия.
"В летописи "Повесть временных лет", - скажу я, - приводится прозвище великого древнерусского князя - Вещий. То есть тот, кто знает, провидит будущее. Легенда о смерти Олега вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на создание прекрасной баллады."
И в этот самый миг над какой-нибудь задней партой вырастет непредвиденная рука. А следом за рукой встанет и весь мальчик. Совсем даже не отличник, никакая не надежда и не опора. На такого и не подумаешь никогда. Допустим, Саша. Пусть будет Саша.
Саша заговорит: "А вот смотрите. Вы сейчас сказали, что вещий - значит провидец. Зачем же он тогда спрашивает у старика: "Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?" Если Олег видит будущее, он сам всё должен про себя знать - что сбудется, а что нет."
А в моём плане ничего не написано о том, что возможны нестандартные вопросы от пытливых учеников с задней парты.
Глазки мои суетливо и стыдливо замечутся по углам. Возведутся к портрету Пушкина, висящему над доской: "Александр Сергеевич, подскажите! Дайте знак!"
Но Пушкин будет смотреть в одному ему ведомую даль. И руки будут скрещены у него на груди. Закрытая поза называется. Не хочу общаться, подите прочь, ленивые и нелюбопытные. В изящной словесности нашей официантов нет. Сами, сами, сами! Я всё сказал!
А тёзка великого поэта будет молча ждать. И весь класс, шестой или седьмой (вот черти полосатые!) будет ждать. Что?
И я возьму себя в руки. "Очень интересный вопрос! - скажу я. - Неожиданный, да. Давайте я дома уточню, посмотрю специальную литературу, и мы продолжим разговор на следующем уроке. Задание на каникулы: "Песнь о вещем Олеге" наизусть."
А каникулы впереди длинные. Много воды утечёт. Всё забудут. Всегда забывают.
Вот проходят каникулы. Начинается урок. "Кто желает отвечать наизусть? Так, понятно. Лес рук. Тогда к доске пойдёт..."
И в этот самый момент над задней партой вырастет рука, а следом за ней и весь Саша: "А помните, вы обещали сказать, почему Олег не может сам себе сделать предсказание, если он вещий?"
И весь класс - на меня молча. Что?
Тут самое время проснуться в холодном поту и с колотящимся сердцем. Моё бессилие и позор - всего лишь страшный сон! И пытливые ученики с нестандартными вопросами - тоже сон. Часто несбыточный и очень редко - вещий, как знаменитый князь.
В реальной жизни я не стала бы выкручиваться и призналась бы честно: не знаю. Нет у меня ответа. Помогите найти. Глядишь, и тоже станем немного вещими.
Только никто и никогда не задавал мне такой вопрос.
Но пушкинскому Олегу повезло всё-таки больше, чем вороне из басни Крылова. Все учили её в начальной школе. Вернее, зубрили и тарабанили:
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло...
Вредный дедушка Крылов никак не мог обойтись без того, чтобы не вставить в своё произведение непонятное слово. На то он и классик.
Учителя не объясняют, а ученики не интересуются. Я спрашивала знакомых школьников, и никто из них не знает, кто такая вещунья и почему Крылов называет так ворону. Задача была другая - ответить на пятёрку. И многие ответили.
Вещунья - значит предсказательница, прорицательница. В русских легендах и сказках ворона (ворон) часто является вещей птицей. Поэтому у Крылова так.
И пытливый мальчик Саша в этом месте снова мог бы поднять руку и задать очередной нестандартный вопрос: "А почему, если ворона вещая и мудрая, она так легко дала обвести себя вокруг пальца?" Учитель может вздохнуть облегчённо, потому что на этот вопрос ответ есть: Крылов хотел написать текст не только поучительный, но и смешной. И у него получилось.
Что мы знаем после школы о Крылове? Старик с немытой головой, обжора, который писал стихи с моралью нам на мучение? А на самом деле это был очень неординарный человек, разнообразно одарённый. Он не только сочинял, он и на скрипке играл, и рисовал. И артист был великолепный. Его басни нужно не "отвечать на оценку", а обязательно играть. И умирать со смеху. Когда мы просто читаем, всё самое главное проходит мимо.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру...
Первая строчка после морали, и сразу гениальная. А дальше:
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась...
Представьте себе эту якобы мудрую птицу, которая сидит туча-тучей на дереве. Взгромоздилась. О чём это она призадумалась? Клюв открыт, из него сыр торчит. Глаза бессмысленные в одну точку уставились. Сомневаюсь, что она таким образом будущее прорицает. Скорее всего, пытается вспомнить, как её зовут и что с сыром делать.
На ту беду Лиса близёхонько бежала...
Не мимо, не близко, а близёхонько - хитрое слово.
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит...
В этом природа смешного: говори о высоком низко (вещунья в ступоре и едой во рту), но о низком - высоко (сыр пленил).
Вещунья оказывается глупейшим созданием, к тому же ещё и тщеславным, сыр - главным героем. Лисица играет саму себя.
Уж сколько раз твердили миру! Самое время призадуматься.
Но сыр-главный герой почему-то по-прежнему летает и летает из клюва, лисы на цыпочках ходят и ходят. А глупые, вообразившие себя вещими, каркают и каркают.
А мне в детстве почему-то казалось, что сперло дыхание не в зобу, а в "зубу".
ОтветитьУдалитьА ведь у птиц зубов нет...
Вороне можно все 32 золотых добавить, всё равно комический персонаж. Пусть впивается ими в сыр.
ОтветитьУдалитьПро зоб нам во времена "Вороны и лисицы" тоже ничего не объясняли. Вот его и путали с зубами даже самые продвинутые личности.
Спасибо, очень понравилось. Вот как раз на днях нашла свою детскую книжечку с баснями Крылова и стала читать пятилетнему сыну. Непонятные слова? Конечно спотыкаюсь и я - что объяснить ему сейчас, что пока пропустить. Больше слушает как колыбельную перед сном:) Хотя в итоге образ у него складывается. А вообще, да - кладезь. Надо обыграть как-то, театр. постановку что-ли....
ОтветитьУдалитьНе случайно на вступительных экзаменах в театральные вузы читают именно басню, а не просто стихи. Это отличный способ показать свои артистические способности. И дети с большим удовольствием слушают классические произведения, они ведь ещё не знают, что это школьная тягомотина, которая подлежит немедленному и подробному разбору. Просто наслаждаются словом и слогом.
ОтветитьУдалить