Когда в школе на уроке ИЗО задавали тему "Будущее", все в основном рисовали летающие тарелки и роботов. Изобразить тарелку было нетрудно, а робота и того проще. На большом кубе куб малый (можно с помощью линейки), ноги-тумбы, толстые руки без пальцев, а на груди несколько лампочек (одна из них обязательно красного цвета и горит). Из малого куба растёт антенна, от неё в небо, заполненное тарелками, расходятся полукруги.
Процесс развития человечества идёт полным ходом. Год две тысячи такой-то.
Кубический робот с лампочкой на груди был идеалом. Все (даже девочки) хотели такого себе в игрушки. То, что он продаётся в магазине, мы сами видели в фильме "Приключения Электроника". Детские голоса призывали хором:
Ребята, купите весёлых утят,
Утята на полке стоять не хотят.
Утята в шляпах и галстуках-бабочках катались по прилавку сами, а дети ловили утят. Но я мало обращала на них внимания - главное было впереди. Очень скоро на сцену выйдет мигающий красавец в красных галошах и пропоёт красивым низким мужским голосом:
А я механический робот,
Со мною проделайте опыт:
Стоит ключик повернуть,
Я пускаюсь в долгий путь.
Ха-ха-ха!
Только рассмотреть его как следует не удавалось, потому что место робота занимала кувыркающаяся обезьяна с двумя чемоданами в руках. Делая очередное сальто, она пела свою партию очень нехорошим женским голосом:
В целом мире лишь одна я
Вот такая заводная,
Вот такая заводная
Лишь только я одна!
В конце каждой строчки обезьяна переходила на какой-то нечеловеческий полузадушенный хрип. Вряд ли я стала бы просить такую у родителей.
Но вот робот был прекрасен. Тот робот был образцом.
Конечно же, мы знали, что бывают и другие. Например, в мультфильме "Тайна третьей планеты" жители планеты Шелезяки (воды нет, растителности нет, населена роботами) ножки и ручки имеют тонкие и длинные, а верхняя часть головы с глазами откидывается назад, как крышка чайника, когда они говорят.
А ещё был официант, похожий на кофейник об одном колесе, с жёлтой мигалкой на голове и двумя лишними каплями валерьянки в стакане. Но как-то не прижились их образы. Кубический с лампочками на груди оставался лидером.
Робот-Электроник со своими кудрями, родинкой на щеке и бесстрастностью вообще был больше похож на звёздного мальчика. Особенно когда в третьей серии он, одетый в средневековое трико, ходил по старой крыше на фоне ночного неба
В детстве я думала, что мечта Электроника исполнилась, ему удалось каким-то неведомым образом вырваться за пределы заложенной в него схемы и стать человеком ("Смотрите, он плачет!"), и всё стало хорошо.
Теперь я думаю по-другому. Создатель Электроника профессор Громов говорит детям: "И теперь и Элик, и Рэсси по праву принадлежат вам". Берите и владейте, одним словом. И дети ликуют: "Вот здорово! Ни у кого нет Электроника, а у нас будет!"
Но только, пожалуйста, будьте добры,
Вы нас не сломайте во время игры.
Финальная сцена, когда вся школа выбегает встречать Электроника, дублирует сцену в магазине с толпящимися возле прилавка детьми:
Спешите нас приобрести, ведь это не музей!
Мы так хотим приобрести скорей себе друзей.
Приобрести друзей - мне всегда резало слух это словосочетание. Соединение механического с живым. С виду мальчик, начинённый микросхемами. И всё-таки он не игрушка, он живой. Может быть, это и есть та самая кнопка, которую так и не нашли гангстеры?
Приобретённый друг Электроник очень мил. Кубического я рисовала в школе. А самого лучшего из всех увидела в фильме "Гостья из будущего". И до сих пор считаю Вертера замечательным фантастическим персонажем. Потому что у него можно учиться. Сначала смешной. Кто из нас не каменел, запрокидывая голову: "Ха-ха-ха!", не ходил шаркающей походкой, не подпрыгивал: "Концерт роботов-гитаристов! Гитаристов!" Вертер зануда, педант, может быть, он даже не очень умён. Скромный уборщик с сердцем поэта. Хотя, скорее всего, стихи его дурны: "Когда! Она!.." Но любит-то по настоящему. Как у него получается? Ведь у робота нет сердца, где родятся его чувства?
Прикрывая собой дверь, за которой Коля Герасимов жмёт на кнопки машины времени, Вертер становится совсем уж человеком. Но ему туда нельзя. Поэтому Вертер и погибает. И сцена его гибели страшна, она не нуждается ни в каких спецэффектах.
Помнится, когда я смотрела фильм в первый раз, ждала до конца, что Вертера восстановят. Робот ведь!
Не восстановили... Невозможно.
Почему же фантасты так упорно не пускают роботов в люди? Что они хотят сказать этим? Наверное, только то, что это совсем неплохо - быть человеком. А человек многое может - придумать нового Электроника и подхватить залихватскую песню Сыроежкина:
До чего дошёл прогресс -
Труд физический исчез,
Да и умственный заменит
Механический процесс.
Неужели и правда когда-нибудь заменит? И какой тогда будет смысл рваться из роботов в люди? Тот же куб вместо головы, только без антенны, устремлённой в небо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий