Первая пара |
Это была официальная версия. На первых страницах учебника истории для четвёртого класса очень наглядно паслось человеческое стадо. Кругом буйная зелень, и позы у всех такие, что сразу становилось ясно: ещё немного, ещё несколько десятков тысячелетий, и труд сделает своё дело. Стадо превратится в общество, мозг увеличится, изобретёт колесо. И новые люди покатятся на нём по дорогам истории.
Орудия труда первобытных людей были представлены здесь же, на отдельной картинке. Я запомнила их на всю жизнь: каменный топор, зубило, палка-копалка, костяные рыболовные крючки.
На биологии мы рассматривали большой красочный альбом. Вот приземистый низколобый питекантроп; вот мощный кроманьонец с волосами, как у рок-звезды; вот австралопитек - обезьяна-обезьяной, а взгляд непростой; неандерталец же в профиль был вылитый Полиграф Полиграфович Шариков.
Мальчики нашего класса очень быстро усвоили новые слова и в случае чего перебрасывались ими: "Ну ты и питекантроп! Отстань, человекообразный!"
Мальчики нашего класса очень быстро усвоили новые слова и в случае чего перебрасывались ими: "Ну ты и питекантроп! Отстань, человекообразный!"
Официальная версия подтверждалась на каждом шагу.
Между тем в литературе, кино и мультипликации образ пещерных людей был довольно привлекательным - видимо, чтобы от них не стыдно было происходить. Никаких отталкивающих подробностей, никаких звуков разгрызаемых костей, из которых с жадным чавканьем и присвистом высасывается мозг. Никакого урчания, хрюканья и икоты.
Изящно поохотившись на мамонта, длинноволосый герой мультфильма "Дарю тебе звезду" возводил к небу большие мечтательные глаза, устремлялся к прекрасному. Пританцовывал и порхал возле возлюбленной, которая тоже со своими очами, волосами и талией оставила обезьяну далеко позади.
И если кто-то мог подумать, что первобытные женщины мало чем отличались от своих мужчин и наравне с ними ворочали каменные глыбы, валили деревья и грызли кости, то это неправда. Они нежно и возвышенно хранили очаг, поддерживали огонь.
В журнале "Мурзилка" я прочитала однажды рассказ о том, как безымянная пещерная женщина обмазала глиной сплетённый из веток сосуд и подвесила его над огнём. И очень удивилась, когда глина затвердела. Сметливая хозяйка тут же налила в сосуд воды, а когда вода закипела, принялась бросать в неё зёрна дикой пшеницы, которую добыла путём собирательства. Так получилась первая на Земле каша.
Конечно же, я представляла себе не кряжистую угловатую питекантропиху с копной немытых волос, сильно выдвинутой вперёд нижней челюстью и глубоко посаженными глазками, в которых нет-нет да и промелькнёт что-то похожее на интеллект.
Нет, я представляла себе облачённую в длинные красивые одежды женщину (ладно, пусть из шкур, но только не из чёрных волосатых, а тщательно выделанных). Женщину со светлым лицом и глазами, устремлёнными в будущее, которой ничего не стоит делать каждый день по два величайших открытия.
Кто бы отказался произойти от такой?
А ещё у моей школьной подруги была пластинка с песенкой, которая нам очень нравилась. Она, можно сказать, воспевала первобытный образ жизни и ставила в пример пещерного человека всем жертвам цивилизации, погрязшим в вещах и начисто утратившим связь с природой:
На камнях и в снегу спать умел он
Без подушек и без одеял.
Пусть почти ничего не имел он,
Но зато никогда ничего не терял.
И в пасмурной Гренландии,
И в солнечной Италии
Носил с собою человек
Всё имущество своё:
Обрывок шкуры мамонта
Вокруг могучей талии,
Под мышкой каменный топор,
А в руке копьё.
Этот персонаж, конечно, не интеллектуал, не изобретатель и не мечтатель. Зато не лишён обаяния, что тоже не мало.
Не так давно мне в руки попала книга под названием "Мифы и правда о женщинах". Одна из глав рассказывала о том, как в 70-х годах прошлого века молодым антропологом из Эфиопии был найден скелет африканки-австралопитека, которую назвали Люси. И меня поразила одна фраза: "Исторический возраст Люси оценивают в 3-3,7 миллиона лет, биологический же - от 25 до 30 лет. По нашим меркам Люси была очень миниатюрна: её рост - всего навсего 107 см, а вес - менее 70 км."
Давно прошли те времена, когда в книгу с опечаткой вкладывали маленький листочек, на котором был указан правильный вариант. Мол, ничего такого не подумайте про наше издательство, мы всё знаем, нечаянно получилось. И опечатки были редкостью.
А сейчас по страницам свободно разгуливают взрослые женщины-австралопитеки ростом с пятилетнего ребёнка и менее чем 70-километровым весом (?!). Не дальний уважаемый предок, а далеко не самый удачный образ из современного искусства. Которому вообще-то далековато до пещерного, во всех смыслах этого слова.
И всё-таки если та версия верна, как им удалось? Как додумались? Бросили чавкать и увидели красивое. И сколько миллионов лет им понадобилось, чтобы стать людьми? Они теперь знают, как, и мы вполне могли бы брать у них уроки.
Когда белый мамонт приникнет огромной своей фигурой
К пещере, в которой прячутся и берегут огонь,
Какая-то женщина бросит выделывать чью-то шкуру,
И костяная игла поразит ладонь.
Какой-то мужчина отложит топор, отшвырнёт дубину
И палку-копалку выпустит из узловатых рук.
Он отойдёт тихонько и ляжет в углу на спину,
И будет думать о красоте вокруг.
А рядом ляжет всё племя - и старые, и помоложе,
И вместе подумают, что этот мир красив,
Они отложат охоту и собирательство тоже,
О грядущей суровой зиме в тот же миг забыв.
Их поразит, что сапиенс больше, чем просто тело,
И целая куча таких же простых вещей.
Они увидят, как необычен вот этот, белый,
Совсем не похожий на мясо и на еду вообще.
А кто-то поднимет руку и нарисует нечто.
А кто-то запляшет - не ритуальное, просто так.
И потянется дальше цепочкою род человечий,
И через много лет учёные скажут просто и без бумаг:
"Вы знаете, люди, наверное, с нами уже всё было.
Но даже школьники (и дошкольники) знать должны:
Человек начинается не из глины. И даже не от гориллы.
А с простого вопроса. И тишины.
Изящно поохотившись на мамонта, длинноволосый герой мультфильма "Дарю тебе звезду" возводил к небу большие мечтательные глаза, устремлялся к прекрасному. Пританцовывал и порхал возле возлюбленной, которая тоже со своими очами, волосами и талией оставила обезьяну далеко позади.
И если кто-то мог подумать, что первобытные женщины мало чем отличались от своих мужчин и наравне с ними ворочали каменные глыбы, валили деревья и грызли кости, то это неправда. Они нежно и возвышенно хранили очаг, поддерживали огонь.
В журнале "Мурзилка" я прочитала однажды рассказ о том, как безымянная пещерная женщина обмазала глиной сплетённый из веток сосуд и подвесила его над огнём. И очень удивилась, когда глина затвердела. Сметливая хозяйка тут же налила в сосуд воды, а когда вода закипела, принялась бросать в неё зёрна дикой пшеницы, которую добыла путём собирательства. Так получилась первая на Земле каша.
Конечно же, я представляла себе не кряжистую угловатую питекантропиху с копной немытых волос, сильно выдвинутой вперёд нижней челюстью и глубоко посаженными глазками, в которых нет-нет да и промелькнёт что-то похожее на интеллект.
Нет, я представляла себе облачённую в длинные красивые одежды женщину (ладно, пусть из шкур, но только не из чёрных волосатых, а тщательно выделанных). Женщину со светлым лицом и глазами, устремлёнными в будущее, которой ничего не стоит делать каждый день по два величайших открытия.
Кто бы отказался произойти от такой?
А ещё у моей школьной подруги была пластинка с песенкой, которая нам очень нравилась. Она, можно сказать, воспевала первобытный образ жизни и ставила в пример пещерного человека всем жертвам цивилизации, погрязшим в вещах и начисто утратившим связь с природой:
На камнях и в снегу спать умел он
Без подушек и без одеял.
Пусть почти ничего не имел он,
Но зато никогда ничего не терял.
И в пасмурной Гренландии,
И в солнечной Италии
Носил с собою человек
Всё имущество своё:
Обрывок шкуры мамонта
Вокруг могучей талии,
Под мышкой каменный топор,
А в руке копьё.
Этот персонаж, конечно, не интеллектуал, не изобретатель и не мечтатель. Зато не лишён обаяния, что тоже не мало.
Не так давно мне в руки попала книга под названием "Мифы и правда о женщинах". Одна из глав рассказывала о том, как в 70-х годах прошлого века молодым антропологом из Эфиопии был найден скелет африканки-австралопитека, которую назвали Люси. И меня поразила одна фраза: "Исторический возраст Люси оценивают в 3-3,7 миллиона лет, биологический же - от 25 до 30 лет. По нашим меркам Люси была очень миниатюрна: её рост - всего навсего 107 см, а вес - менее 70 км."
Давно прошли те времена, когда в книгу с опечаткой вкладывали маленький листочек, на котором был указан правильный вариант. Мол, ничего такого не подумайте про наше издательство, мы всё знаем, нечаянно получилось. И опечатки были редкостью.
А сейчас по страницам свободно разгуливают взрослые женщины-австралопитеки ростом с пятилетнего ребёнка и менее чем 70-километровым весом (?!). Не дальний уважаемый предок, а далеко не самый удачный образ из современного искусства. Которому вообще-то далековато до пещерного, во всех смыслах этого слова.
И всё-таки если та версия верна, как им удалось? Как додумались? Бросили чавкать и увидели красивое. И сколько миллионов лет им понадобилось, чтобы стать людьми? Они теперь знают, как, и мы вполне могли бы брать у них уроки.
Когда белый мамонт приникнет огромной своей фигурой
К пещере, в которой прячутся и берегут огонь,
Какая-то женщина бросит выделывать чью-то шкуру,
И костяная игла поразит ладонь.
Какой-то мужчина отложит топор, отшвырнёт дубину
И палку-копалку выпустит из узловатых рук.
Он отойдёт тихонько и ляжет в углу на спину,
И будет думать о красоте вокруг.
А рядом ляжет всё племя - и старые, и помоложе,
И вместе подумают, что этот мир красив,
Они отложат охоту и собирательство тоже,
О грядущей суровой зиме в тот же миг забыв.
Их поразит, что сапиенс больше, чем просто тело,
И целая куча таких же простых вещей.
Они увидят, как необычен вот этот, белый,
Совсем не похожий на мясо и на еду вообще.
А кто-то поднимет руку и нарисует нечто.
А кто-то запляшет - не ритуальное, просто так.
И потянется дальше цепочкою род человечий,
И через много лет учёные скажут просто и без бумаг:
"Вы знаете, люди, наверное, с нами уже всё было.
Но даже школьники (и дошкольники) знать должны:
Человек начинается не из глины. И даже не от гориллы.
А с простого вопроса. И тишины.
Мне всегда очень нравилось слово "палка-копалка".
ОтветитьУдалитьИ ведь кто-то же придумал и ввел его в обиход))
Мне оно тоже очень нравится. Душевное такое, совсем не научное. Хотя придумали его, наверняка, учёные.
ОтветитьУдалить