Хирург и учительница |
А может, этот фильм просто говорит нам: всякое может случиться со всяким. Почему бы не с тобой?
Каждый год, не 31 декабря, чуть раньше, я почему-то снова и снова пересматриваю "Иронию судьбы, или с лёгким паром". Хотя знаю до мелочей, что сейчас будет, и никто из героев мне особенно не нравится.
Этот фильм печален, как летящий мимо одинаковых окон снег - густой и серый.
Этот фильм тёмен, как декабрь. И привлекателен, как всякая чертовщина.
Главный герой появляется в своём типовом пространстве неизвестно откуда. Никаких сведений о его прежнем адресе нет. Словно взял вот так и завёлся сам собой на 3-ей улице Строителей, дом 25, квартира 12. Вместе с гарнитуром по стене, торшером, тахтой, телевизором в красном углу и коробкой ещё не распакованных фужеров.
Он решительно ничем не примечателен. Почти по Гоголю: не высок, но и не низок; не урод, но красавцем его тоже назвать язык не повернётся; не толст, но и не худ; не богат, однако и не беден; не то чтобы очень молод, но и до старости ему ещё далеко (36 лет).
Его имя - равно женское и мужское - Женя (или Женечка). Никто не называет его Евгением. Он никакой.
Не глуп (хирург всё-таки, к тому же песни на стихи Пастернака поёт), но и не так чтобы очень умён. Чего стоит один его диалог с невестой Галей на тему "Когда люди поют?" Это же без слёз слушать нельзя. "На демонстрациях поют, в опере поют, когда выпьют, поют". А потом ещё хуже. Галя ему: "Давай встречать Новый год вместе, а?" Жене трудно это осознать: "Конечно, вместе. Мы и собираемся вместе. Как это - совсем вместе? Я не понимаю. А кого мы ещё позовём? А мама? Мама с нами будет? А как же Катаняны?"
Холостяк со стажем, простофиля. Одним словом, лакомый кусочек. И не только для невесты Гали. Его заждались в бане. А баня, пусть даже общественная - место темноватое. Именно в бане девушки выходили на связь с потусторонними силами (гадали). В бане обитал чёртушка Смердяков - очень неприятный персонаж "Братьев Карамазовых". "Нехорошее место. - говорили в средние века. - Там дьявол пузыри пускает."
Дьявол не дьявол, а трое друзей традиционно ждут. Активизировались накануне таинственного праздника. Все как на подбор с шипящими именами: Паша-Саша-Миша. Трёхглавый змей такой, антитроица, призванная искушать. Чем она успешно и занимается. Говорят и говорят - в левое ухо, в правое ухо, и даже в ухо среднее. Откупоривают один за другим "пузыри" с крепким алкоголем, как фокусники.
"А теперь серьёзно, как друзья. Женя, будь счастлив!" И подливают без конца, и заставляют заедать шоколадкой. Горькое - сладким. И предводительствует над всеми разговорчивый, обаятельный, но странный такой: "Я не пьянею никогда". Почему? Что с ним? Кто он?
Кто они на самом деле, эти Женины друзья?
Погружённый в состояние полного беспамятства, пограничное между жизнью и смертью, скромный московский хирург Женя Лукашин совершает чудесное путешествие по воздуху. Вопреки всякой логике и здравому смыслу Женя улетает в самый призрачный город на свете.
Диалог друзей в аэропорту перед рейсом - абсурден и безумен. Но они существа инфернальные, им можно. Они ведают, что творят.
Пройдя испытание голодом, холодом и головной болью, испытав унижение и раскаянье, Женя совершенно неожиданно для себя обретает надежду. А точнее - Надежду. Которая к тому же оказывается учителем. Не в дорогом ресторане, не в роскошном дворце, не на городском бульваре, а в пространстве обезличенном, непонятном - родное оно или чужое. Ключ вроде бы подошёл, а за дверью не твоё и расставлено не так. Оказывается, за точно таким же шкафом прячется ревнивый Ипполит, напирают любопытные подружки, чужая мама норовит закрыть в комнате.
Надежда сверкнула, и мягкотелый застенчивый Женя преображается в бесцеремонного и наглого. Ему намекнули, что возможно всё, и он запел по-другому. Если Гале он трубадурил: "Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдёшь", то все его песни в доме Нади - сплошная оговорка по Фрейду: "И жена не уйдёт к другому, если у вас нет жены", "Друг ответил преданный, друг ответил искренний: "Была тебе любимая, а стала мне жена."
Женя заколдован и околдован. Он ослеплён. Ему ничего не стоит победить Ипполита, очаровать подружек, напрочь забыть московскую невесту. И мы, люди взрослые, знающие по опыту, что в этой жизни чего только не бывает. Мы, очень старающиеся никого никогда не судить, и втайне мечтающие о новогоднем чуде для себя, понимаем, что, по большому счёту, история не очень красивая. А победа Жени Лукашина непрочна, как хмель.
Дальше всё будет в традициях русских женщин. Надя приедет сама, найдёт, привезёт веник. Миша-Саша-Паша обязательно прямо с утра придут проверить: получилось ли? И Паша, который будто бы на самом деле должен был лететь в Ленинград, и бровью не поведёт. Как будто так и надо. А так и надо.
Герой напоён из бутылки водой мёртвой, затем полит из чайника водой живой, принцесса рядом. На очереди пир горой. Тут и сказке конец.
И всё-таки - почему я смотрю каждый год этот грустный фильм? Ведь никто из героев мне особенно не нравится. Ясно же, ясно, что дальше ничего не будет.
Может быть, потому, что это Сценарий? Вечная погоня за голубыми болотными огнями. Словно помогает кто-то (или подталкивает?). И отправляет в тяжёлый путь. Ищи, дерзай. Всё равно ошибёшься. Ошибёшься всё равно. А мы обязательно придём посмотреть, как ты счастлив на краткий миг.
Плакать хочется..
ОтветитьУдалитьСвета, от горя или от радости?
ОтветитьУдалитьЭвона как закрутила... или раскрутила, прямо разоблачение :-)
ОтветитьУдалитьСейчас время года такое - Саши-Паши-Миши особенно активны. Надо быть начеку.
ОтветитьУдалитьВы правы.
УдалитьНикогда так не смотрела на этот фильм. Очень любопытный взгляд и...правдивый.
Несколько лет назад брат с женой вытащили нас в кинотеатр смотреть продолжение "Иронии судьбы". Фильм оказался никуда не годным, сейчас я не могу припомнить никаких подробностей, кроме одной: главные герои первой части всё-таки остались при своём: Женя при Гале, Надя при Ипполите. Это был единственный момент которому я поверила сразу.
ОтветитьУдалитьИриша, я не знаю, отчего хотелось плакать...Но не от радости точно. И по поводу продолжения фильма- ты права, в другой исход верится сразу, а вот новым главным героям не верит вообще, ели в первом ильме ты чувствуешь, что между героями назревает что-то, то здесь ты понимаешь, что целуются они по требованию режиссера, и не более того, пусто..
ОтветитьУдалитьСвет, я имела в виду радость за главных героев. То, что они пережили - небанальная история, каким бы ни был исход. Они изменились. Нелёгкий опыт для души, но пусть он всё-таки будет.
ОтветитьУдалитьСтатья молодого писателя тов. Васильевой про художественный фильм известного советского кинорежиссера Эльдара Александровича Рязанова достойна публикации в журнале "Советский экран"!
ОтветитьУдалитьНе, там трактовка чуждая - демоны всякие, баня - нехорошее место. Опять же, принижается образ советского врача.
ОтветитьУдалить