Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

вторник, 23 декабря 2014 г.

Ломать голову

Оказался он заяц
   Знаете ли вы легенду о том, как академик Ландау отбирал студентов себе в ученики? Его не интересовало количество знаний, которое молодой человек получил в школе. Стройные ряды формул наизусть и умение их применять тоже не имели решающего значения. Академику хотелось знать, как молодой человек мыслит. Поэтому вместо традиционных билетов он предлагал такую задачу на сообразительность. Продолжите, пожалуйста, следующий буквенный ряд: Р, Д, Т, Ч, П.
   "При чём тут? Это же русский язык!" - теряется мозг, который за последние 10 лет твёрдо уяснил, что каждому предмету - отдельный кабинет и строго отведённые часы. И тут же начинает искать закономерности: гласные-согласные; глухие-звонкие; твёрдые-мягкие; парные-непарные... Нет, не выходит.
   Тогда мозг начинает подсчитывать, под каким номером стоит в алфавите каждая из данных букв... Опять не то. Сдаюсь!
   Меж тем ответ живёт совсем в другой плоскости. Но его не найти без озарения. Такое свойство ума, в котором знания эмоционально взаимодействуют, а не лежат мёртвым грузом. То, что периодически демонстрируют лучшие знатоки из клуба "Что? Где? Когда?" Раз - и увидел, и вытащил за хвост из параллельного (или перпендикулярного?) пространства.
   Но выйти за привычные рамки не так-то просто. Поэтому хитрую задачку Ландау решали единицы.
   Правильный ответ: Р, Д, Т, Ч, П, В, З, П. Раз, Два, Три, Четыре, Пять, Вышел Зайчик Погулять.
Можно бы, конечно, и: Р, Д, Т, Ч, П, Ш, С, В... Раз, два, три, четыре, пять, шесть... Но так только в прятки играют, считают же: один, два, три... Вариант про зайчика куда изящнее.
   Скорее всего, у креативного академика был изрядный запас таких задачек. Как великий учёный он не мог не учитывать факта утечки информации - разболтают же все тайны школяры, передадут по цепочке. А может быть, это просто фантастическая история, чудесная головоломка, которая напоминает нам: есть и другие правила. Ведь зайчик, вопреки всем земным законам, оказался живой.
   Мы сухо считаем, ищем ответ, подглядываем в конец учебника, не обращая никакого внимания на то, что каждая задача есть отдельная жизненная история. Например, бытовая:
"Один человек выпьет кадь питья в 14 дней, а со женою выпьет ту же кадь в 10 дней, и ведательно есть, в колико дней жена его особо выпьет ту же кадь".
"Миша за лето подрос на 3 см, а Маша на 2 см. До лета Маша была выше Миши на 5 см. На сколько см Маша выше Миши сейчас?"
   А может быть, и драматическая:
"Юноша некий пошёл с Москвы к Вологде и идёт на всякий день по 40 вёрст. А другой пошёл после его на следующий день, а на всякий день идёт по 45 вёрст. Во сколько дней тот юноша настиг прежнего юношу, сочти".
"В столовую должны были привезти 54 банки сока. В одном ящике находится 6 банок сока. Сколько таких ящиков должны были привезти в столовую?" (Должны-то были привезти 54 банки, а сколько привезли - вот в чём вопрос.)
   Наконец, это может быть история, пробуждающая в нас прекрасные чувства:
"Говорят, что на вопрос о том, сколько у него учеников, древнегреческий математик Пифагор ответил так: "Половина моих учеников изучает математику, четвёртая часть изучает природу, седьмая часть проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы". Сколько учеников было у Пифагора? Видимо, N учеников, а три на ум пошло...
"Маша умеет рисовать кубик так, что его можно узнать. Посмотри на рисунок Маши и скажи, сколько граней кубика ты видишь?"
Слышите ли вы, о люди? Узнать кубик! Вот она где, поэзия-то настоящая!
   Как жаль, что всё это начинаешь понимать в ту пору жизни, когда уже никто не предложит тебе задачку про зайчика. И мало кто интересуется твоими озарениями.
   "Опомнись, Михайло! Чего тебе надо? Чего тебе мало? Первым человеком у нас будешь, дело моё продолжишь!" - пытался образумить непутёвого сына Василий Дорофеевич Ломоносов.
   А тот заладил своё: "Отпусти, тятенька, в Москву учиться! Понять хочу, откуда всё пошло и в чём тайна жизни человеческой."
   И вышел за рамки. И раньше всех всё открыл.



2 комментария: