Звери из детских книжек |
Это было очень красочное издание из серии "Волшебные глазки", с толстыми картонными страницами. У изображённого на обложке огромного лиса глаза были, как у третьей собаки из сказки "Огниво". Эти глаза двигались, а стоило слегка потрясти книгой, издавали приятный негромкий звук. Вот вам заодно и погремушка, на тот случай, если вдруг ребёнок испугается исполненного очей зверя.
Книга называлась "Чужие блины" (автора, к счастью, не помню). Открыв первую страницу, я поняла, что за годы моего студенчества с детской литературой произошла метаморфоза. Пока я настойчиво овладевала высшим гуманитарным, пополняя свою библиотеку преимущественно в факультетской книжной лавке, новые детские авторы стряпали не покладая рук:
- Ой, - вдруг гости закричали. -
- Где блины? Блины украли!
Отдавай блины, Лис, нам!
- Догони, тогда отдам!
Пучеглазого лиса звери, конечно, настигли, и конец счастливый, плохому стыдно:
- Эх, - печально Лис сказал, -
И зачем блины я взял?
Это не то что переварить, это разжевать нельзя. Глаза бы мои в эти "Волшебные глазки" не глядели.
С тех пор я стала с опаской относиться к очень красочным и многофункциональным изданиям, предназначенным для самых маленьких.
Но ребёнок не может отличить литературу от макулатуры. У него другая логика: ярко - значит, хорошо.
Так, однажды в книжном магазине моя двухлетняя дочка прижала к груди маленькую книжицу с добрыми котятами и зайчиками на обложке под названием "Пушистые стихи о пушистых зверятах". Хорошие книги так обычно не называются, но ребёнку очень хотелось про котят. Купили. Не положили в пакет, торжественно и радостно несли в руках. А дома сразу сели читать:
Утку подарили Ане,
Утка плавает по ванне,
Громко говорит: "Га-га!
Г-где у ванны бере-га?"
"Утка говорит: "Кря-кря!" - строго осадила меня дочка. А я что сделаю? Так издательство "Эксмо" напечатало.
Дальше читаем:
Жирафёнок мой на вате
Спит в игрушечной кровати,
Понарошку пьёт кефир,
Свысока глядит на мир.
Да, это был меткий выстрел в мою филологическую голову. Кто на вате? Жирафёнок? Но это пальто может быть на вате или одеяло старинное, а игрушка набита ватой. Мы же не говорим про Винни-Пуха, что он "на опилках". Или жирафёнок всё-таки спит на вате на кровати? Вата у него вместо простыни постелена? "Свысока глядит на мир" - это надменно, презрительно что ли? А на рисунке ничего, улыбается во весь рот. Ах, с высоты своего роста, потому что шея длинная? Спасибо за объяснение...
Заглядываю на всякий случай в выходные данные. Редактор есть. А я уже подумала...
Перелистываем страницу. Мне всё интересней и интересней. Автор, не подведи! Не подвёл:
Этот яркий одуванчик -
Золотистый сарафанчик -
Вся округа навещает:
Он нектаром угощает!
Май прошёл, и одуванчик
Распустил свой сарафанчик.
Он теперь как шар воздушный,
Только ветерку послушный.
Помните, как называется книжка? Правильно, "Пушистые стихи о пушистых зверятах". Ну да ладно, насколько одуванчик зверь, даже двухлетки разберутся. Кое-какой жизненный опыт у них уже имеется. Например, они точно знают, что сарафанчики носят не на голове (не шапка, чай). Дети знают также, что если на отцветший одуванчик подуть, он не полетит по ветру, как воздушный шар, а превратится во множество маленьких пушистых парашютиков. И пусть хоть что эти взрослые в своих книжках пишут.
Между тем автор "Зверят" решает углубить и расширить научные знания своих маленьких друзей-читателей:
Хочу вам поведать секретик на ушко:
У бабочек сердце запрятано в брюшко,
А кровь, как ни странно, зелёного цвета,
Хоть время проводят средь жаркого лета.
Главное, чтобы после таких вот нашёптанных на ушко секретиков какому-нибудь юному естествоиспытателю не пришло в голову проверить на личном опыте: правда в брюшко запрятано? правда зелёного цвета? Может, повезёт и он пропустит сей опус мимо ушей?
Можно было бы продолжать, но, пожалуй, достаточно. Добавлю лишь, что к пушистым зверятам, помимо одуванчика и бабочки, по мнению автора, относятся: жук-дровосек, юла, мячик, бабушка, ночь. Как говорится, только у нас всё самое пушистое.
Примерно в эти же годы на детской страничке какой-то газеты мне попался кроссворд с таким вот заданием: "Облетел цветок красавец - в голове созрел дурманец" (ответ: мак). И мне почему-то вспомнились "Блины" и "Зверята". Равнодушие, небрежность и пренебрежение к детям - вот что объединяло эти незамысловатые тексты. И так сойдёт.
Но я не впала в уныние. Я просто стала внимательнее. Пусть "Волшебные глазки" таращатся с магазинных книжных полок, пусть бренчат и зазывают. Мне в другую сторону.
Надо сказать, что за дошкольные дочкины годы мы собрали прекрасную библиотеку современных детских авторов, а "Пушистых зверят" я запрятала подальше. Достала только, чтобы написать эту статью. И в тот самый момент, когда я была готова поставить точку, к ноутбуку подошёл мой трёхлетний сын, увидел зайчиков с котятами, подхватил их в обе рученьки и требовательно сказал: "Мама, почитай это!" И "Волшебные глазки" лукаво подмигнули мне...
да... во время чтения этой записи невольно вспомнилась фраза: "это было бы очень смешно, если бы не было так грустно".
ОтветитьУдалитьМне ещё попадались издания вроде "Приключения Буратино и Карлсона" каких-то никому не ведомых авторов. Два в одном, сборная солянка.
ОтветитьУдалитьИз книжки, обучающей детей математике (пример 4-1=3):
ОтветитьУдалитьЧетыре утенка гуляли в саду,
Один искупаться задумал в пруду.
Решил с головой он под воду нырнуть.
Теперь только три продолжают свой путь.
Вариант считалочки "Десять негритят"!
ОтветитьУдалить