Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

среда, 8 октября 2014 г.

Про нос


Эвелина Васильева. Буратино
Буратино
   Без длинного носа он просто невзрачное полено. А так - избавитель кукольного народа от барабасова тиранства, открыватель тайны золотого ключика, заботливый сын папы Карло и один из самых популярных детских персонажей. Тот самый, который с доброй сказкой входит в дом. БУ! РА! ТИ! НО!
   Глуповатый и грубоватый уродец. Вот он набивает рот миндальными пирожными за столом у Мальвины, и крошки веером летят во все стороны. С хлюпаньем втягивает в себя кипячёное молоко, лезет носом в чернила... Конечно, в чулан его, гадкого шалуна такого!
   Он не различает оттенков, ему смешны страдания Пьеро. В первый день жизни, ещё весь в стружках, он, хрустя и причмокивая, пожирает сырую луковицу. Грызёт голову революционного овоща из другой сказки, уничтожает конкурента. И ему не горько.
   Цирюльник Иван Яковлевич без фамилии, намереваясь отведать на завтрак горячего хлебца с луком (так, запросто, без всякого кофия), находит в каравае чей-то приблудный нос. На запах ли сей нос прибежал или с иными намерениями - неизвестно. Но то, что эта часть тела давно сама определяет, кем ей быть, с кем ей быть, зачем и почему - ясно. А нам остаётся только метаться по безумному городу, прикрывая лицо платком, умолять, расспрашивать, плести небылицы. Искать.
   Кем был послушный мальчик Якоб из сказки Гауфа? Идеальным сыном, который помогал матери торговать на базаре овощами и зеленью. Но отвратительная старуха, роясь в корзине с товаром, перебирая капусту и снова этот лук, пообещала Якобу между делом и огромный горб, и длинные руки, и маленькие глазки. И нос - безобразнейший из всех - в придачу.
   Кто ты без носа? Жалкая деревяшка, годная только на растопку? Невзрачный майоришко? Пригожий мальчик, каких по тринадцать на дюжину? Это он, господин Нос - кукольный герой, важный статский советник, мерзкий карлик - повелитель изысканных блюд, главный придворный повар (должность-то ого-го какая по тем временам, куда там депутатам и министрам). Как же это горько -  быть с носом! С носом, который наколдовала злая ведьма, который взял и вырос без спроса, который шляется где-то сам по себе и не хочет признавать хозяина.
   И вот однажды мы вдруг поймём, что пыльный холст фальшив. И сдерём нарисованный очаг. И пристально рассмотрев себя в зеркале, констатируем: Буратино. Как же это больно - быть с носом!
   Но больше не нужно притворяться: незначительным чурбаном, симпатичным мальчиком, честно дослужившимся майором.
   Странная, страшная, смешная непохожесть - горе луковое, не так-то просто бывает признать её за собой. Но признавшему будет доверена великая тайна. А иначе не получится творить волшебные соусы, открывать заветные двери, просто просыпаться по утрам и спрашивать: "Глянь-ка, кажется, у меня прыщик на носу вскочил?" Что? Нет? Носа нет? На месте! Вот счастье-то! Луковицу мне, пожалуйста, на завтрак.

                                  Нет у Карлы Клары, а только варево
                                  В котелке на холсте. И очаг пустой.
                                  Карле было полено подарено.
                                  Карла сделал полено мной.
                                  Вот такой он, Карла, как есть, в каморке,
                                  У него окно, а в окне за шторкой
                                  Апельсины, море и всё на блюде,
                                  У него за окошком - живут же люди!
                                  А он, хоть без Клары, без варева - верит,
                                  У него три вещи, и все из дерева:
                                  Башмаки, шарманка (проснись и пой!)
                                  И полено, которое стало мной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий