Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

вторник, 20 декабря 2016 г.

Найти название

Ракурс №1

   Предстоял первый экзамен - защита скульптуры. Эвелина никогда не тяготела к пластическим видам искусства и никакой лепкой в детстве не увлекалась. А тут поневоле пришлось взять пластилин в руки, чтобы соорудить из большого бесформенного куска нечто выразительное.
   Сюжет был придуман давно, ещё в сентябре: старый капитан отпускает в плаванье игрушечный кораблик. Тоска человека. И надежда, как в песне: не кончается синее море.
   - Всё должно быть предельно просто! - значительно сказала Эвелина. - Лаконично! Смотришь - и видишь самую суть. А... понятно, что это у меня капитан?
 - Ну конечно!  - ответила я. - Вот же якорь. И кораблик. И брюки прямо капитанские, прямо чувствуется, какие они парусиновые. Шея, как у Билли Бонса.
 - Я речь для защиты уже почти написала: "Фигура старого капитана составляет единое целое с массивным якорем. Он привязан, он прочно осел на земле и смирился с этим. Но зов моря навеки у него в душе, а душа не признаёт оков..."
   Да, он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой. Счастия не ищет и не от счастия бежит. Гений на то и гений, чтобы сказать так просто и так про всех.
 - Только название никак не могу придумать, - запечалилась дочка. - У меня какой-то хаос в голове. Оно прозрачное должно быть, но без литературщины. Никакое не "Последнее плаванье", не "Морская душа" и не "За тех, кто в море".
 - Назови "Йо-хо-хо и маленький кораблик", - предложила я.
Дочь скептически усмехнулась. Но я уже ясно видела перед собой цель.
   Я умею находить уникальные названия, это плюс моей личности, только я пока не придумала, что мне с ним делать. Люди не задают Гуглу таких вопросов, какие названия у моих рассказов. Я сама лишаю людей возможности случайно наткнуться в сети на мой блог. Но ничего не могу с собой поделать. Не люблю, когда голова и туловище из разных комплектов. Мне нравится. когда всё совпадает.
 - Назови "Вся соль", - предложила я новый вариант.
 - Не знаю... - засомневалась Эвелина. - Как-то это нарочито.
 - Не нарочито, а свежо. Нужно хоть иногда выходить за рамки.
 - Слишком выпендрёжно как-то. Вдруг комиссия не поймёт.
 - А сколько там будет человек?
 - Четверо.
 - Тогда назови "Морской закон" - в том смысле, что от моря уйти нельзя, даже если ты больше не плаваешь. Всё равно будешь под него подстраиваться.
 - А такой закон на самом деле есть?
 Я вспомнила свои детские годы - как папа говорит за столом: "Морской закон - кто последний ест, тот моет посуду." К тому времени родители уже выпили свой чай, брат делает последний глоток... Ну конечно. Зато теперь домашняя работа не проблема для меня.
 - Нет! - решительно сказала Эвелина. - Это не подходит. Это двусмысленно.
Я ещё раз хорошенько подумала.
 - "Отдать якорь!" - вдруг осенило меня. - Назови "Отдать якорь!" Просто и глубоко. Сам скомандовал, сам остановился, но как будто в море.
Я даже подпрыгнула от восторга.
 - Точно! - вскричала Эвелина. - Только нетипично: картины глаголами как-то не называют. Хотя... "Не ждали", например...
   Вот-вот. А ещё "Грачи прилетели", И "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Иван Грозный убивает своего сына"... Много чего ещё, и не только глаголов.
   Назавтра Эвелина пришла домой в прекрасном настроении: экзаменационная комиссия капитана одобрила, оценку поставила отличную.
   Я порадовалась: название тоже участвовало. И пользу принесло. Значит, не Гуглом единым жив человек.
Ракурс №2

6 комментариев:

  1. Ира, добрый день! Как хорошо вы с Эвелиной поработали! Сколько названий придумали-одно лучше другого) Но "Отдать якорь"-тут и морской закон, и вся соль...глина такая тёмная или...мне кажется?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Уточнила у дочки про глину, а она сказала, что это такой пластилин, сейчас исправлю ошибочку. Мы в детском саду лепили из глины в точности такого цвета и вида,вот я и подумала, как-то вылетело из головы, что она потом высыхает. И в учебных целях пластилин, конечно, удобнее: Эвелина сказала, что лучшие работы оставляют в фонде как образец, а все остальные сминают. Пластилин мять всё-таки полегче, чем застывшую глину.

      Удалить
    2. Ира, вот и я подумала, что это -пластилин) Работу Эвелины оставили в фонде? Я бы оставила)

      Удалить
  2. Пока не знаем, но сама она думает, что не оставят.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зато осталась фотография, и твой рассказ.А значит капитан уже увековечен, и можно будет смотреть на него, думать о чем-то своем, размышлять...

      Удалить
    2. Меня эта мысль об увековечивании очень сильно поддерживает, когда приходит чёрное настроение и сомнения всякие: "Зачем я пишу? Кому всё это надо?"
      Пишу для того, чтобы осталось, остальное - как получится.

      Удалить