Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

четверг, 15 октября 2015 г.

Сказке конец

Что, Горбунок, невесел?

По мнению соседа-первоклассника,
Устарела в наш век вся классика.
Не надо петь, умиляться и плакать,
А надо хрюкать, визжать и квакать.
Олег Григорьев

   Муж позвонил и сказал, что коллега сейчас предложила ему три билета в кукольный театр: сама не сможет пойти в этот день с детьми, а если пропадут, жалко.
   "Да, да! Бери, конечно!" - не раздумывая, сказала я в трубку. Потому что знаю, как трудно в нашем городе купить билеты в кукольный театр. Нельзя упускать такую счастливую возможность. "Конёк-Горбунок" так "Конёк-Горбунок". Пусть будет "Конёк-Горбунок".
   В детстве у меня был большой красочный настенный календарь. Каждый месяц представлял какую-нибудь русскую народную сказку. Картинки были крупные - очень удобно обводить через копировальную бумагу. А Змея Горыныча мы с подругой Олей использовали как образец, когда рисовали к Новому году стенгазету. Расчертили Горыныча на клеточки и аккуратно перенесли, в несколько раз увеличенного, на ватманский лист. И получили первое место в конкурсе стенгазет. 
   Но не на трёхглавом змее чаще всего останавливался мой взгляд, когда я в очередной раз начинала перелистывать календарь. Была там картинка, на которой спиной к зрителю, весь в красном, сидел Иван-дурак на маленьком несуразном звере с ослиными ушами. А прямо перед их взором лежал в воде измученный чудо-юдо рыба кит. На спине у него был город, леса и вспаханные поля. А из глаза катилась медленная, горючая, огромная слеза. Жалко было кита очень. А всё вместе это дело называлось "Конёк-Горбунок".
   Я знала, что есть такой русский народный герой, но сказку про него не читала. Как-то получилось. Не знаю даже. В школьной программе его не было, дома тоже. Были только в голове, непонятно каким ветром занесённые, две строчки:
                         А конёк его - горбатко - 
                         Так и ломится вприсядку.
   Только они напрочь отбивали желание искать полный вариант в библиотеке. Хватало и того, что без конца ломились вприсядку по телевизору молодые мужчины в ярких рубашках. Без этого не обходился ни один концерт.
   Одним словом, прокатилась мимо меня жемчужина П. П Ершова, созданная им в возрасте 19-ти лет и одобренная самим Пушкиным.
И вот время пришло. Перед походом в театр сели мы читать, чтобы знать.
   Через две минуты стало ясно, что Игорян, в отличие от Пушкина, не оценил. Он никогда не скажет категорично, что книга ему не нравится, но будет это всячески демонстрировать: отлучаться водички попить; прямо в кресле для чтения делать стойку на голове; спрашивать в середине фразы моё мнение относительно вот этого робота, собранного вчера из лего...
   Скажу больше. Приблизительно на второй странице стало ясно, что я тоже сплю крепким сном. Не могу. Скучно мне.
                         Ночь ненастная настала;
                         На него боязнь напала,
                         И со страхов наш мужик
                         Закопался под сенник.
   Несподручно, пенять, малахай, виснет пластью, три вершка, аршинные уши... Впору на каждой строчке останавливаться. Скоро мы устали продираться сквозь сказку и отложили книгу. Так и пошли в театр, не осилив оригинала.
Игорян сам гордо предъявил билеты на входе. И мы торжественно вошли в храм искусства.
   По всему храму вверх, вниз, по диагонали, по стенам и потолку бегали группы мальчиков лет 8-9. Они кричали, визжали, мерились силами, падали и вставали. Рубашки выбивались из брюк, лица краснели и потели.
   Очень логичное и естественное поведение, учитывая тот факт, что многие мальчики были в школьной форме. То есть с утра уже отсидели 4 или 5 уроков. И теперь ещё неизвестно сколько сидеть придётся. Поэтому они использовали возникшую паузу по максимуму. Естественно и логично.
  Но я почему-то в таких случаях всегда опасаюсь, что один из мальчиков помчится вот так, ничего не видя вокруг, собьёт меня с ног, и мы вместе кубарем покатимся вниз по лестнице. До искусства ли будет нам тогда?
   Зрительный зал был заполнен преимущественно коллективными второклассниками. Когда погас свет, стало ясно, что перемены им не хватило. Все вместе они (включая учителей, которые призывали в порядку наиболее активных) создавали негромкий, но ощутимый шумовой фон. А как часто бывает у детей? Если кто-то вслух изнывает рядом с тобой, хочется немедленно присоединиться и начать изнывать за компанию.
   Надо сказать, что сценическое действо было гораздо живее и динамичнее ершовского первоисточника. Но мне всё равно казалось, что как минимум две трети зала хотят немедленно попить водички, встать на голову и спросить мнение про робота. В том числе и мама мальчика лет шести, сидящая впереди нас. В начале второго действия она не выдержала, достала свой телефон и стала просматривать фотографии. Сын, одетый в строгий классический костюм, спокойно ел в это время чупа-чупс, купленный в антракте.
Игорян - и так и сяк - держался. Но я чувствовала, что тоже предпочёл бы встать на голову.
   Сказка покидала нас. Сказка истончалась прямо на глазах. Неспешное повествование прошлых лет уходило как вода в песок, не зацепившись на уши зрителей ни единым словом.
   Дети замерли, когда на сцене засверкало, засветилось перо жар-птицы. Дети засмеялись, когда два царских прислужника столкнулись лбами и разлетелись в разные стороны. Дети восторженно вздохнули, когда чудо-юдо рыба кит вдруг выпустил настоящий фонтан.
А больше спецэффектов не было. Вот ведь незадача.
   Сказка уходила. И никогда ещё она не была так нужна. Теперь, когда оскудели диалоги, а монологи стали навязчивыми. Когда все условности стали предельно конкретными. Когда сделать паузу означает - тормозить. А мыслить и страдать - немодно. Нужно действовать, чтобы успеть раньше других.
   Сказка умирает, вместо того чтобы постепенно перерасти в жизнь. Дети без сказки внутри превращаются во взрослых, которые ничего не помнят и не видят. Они даже вечный сюжет "красавица и чудовище" не в силах распознать ни в жизни, ни в кино. Не говоря уже про жар-птицу и три котла, из которых один почему-то выходит писаным красавцем, а другой прыгнул - и сварился.
   Когда я иду на спектакль, поставленный по произведению, которое есть в школьной программе - Чехов, Островский, Салтыков-Щедрин - всегда опасаюсь, что придёт класс.
   Его представители не будут носиться по стенам и потолку, мериться силой и краснеть от натуги. Они хорошо помнят, что сказала учительница: после того как прозвучит последняя реплика, никто никуда не срывается и не бежит. Здесь не кино, здесь ещё аплодисменты и поклоны. Успеете свою куртку в гардеробе получить.
   Но я всё равно не люблю, когда за моей спиной сидит класс в два ряда. Потому что чувствую: ждут лёгкого зрелища, ждут спецэффектов. Ждут, верные пользователи ютуба, когда уже можно будет смеяться. Тяжело вздыхают, когда монолог чересчур затянулся. Украдкой посматривают время на отключенных телефонах. Ждут слов: "Тут и сказке конец, а кто слушал молодец."
   Неужели правда совсем конец сказке? Или что-то ещё можно сделать?



10 комментариев:

  1. Ах, Ирина, как это грустно сказано о сказках "сказка истончалась, покидала нас". А ведь в сказках описаны всевозможные модели человеческого поведения. И чем больше человек знает сказок, тем больше у него возможностей в выборе нужной и правильной модели, в распознавании ситуации. И ведь на сказках замешан эмоциональный интеллект.

    А культмассовый поход классом - всегда балаган. Ненавидела такой пункт в воспитательной работе - ходить с классом на выставки, концерты, театр.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, я в интернете как-то раз прочитала статью, призывающую родителей отказаться от народных сказок (жестокие очень потому что) и перейти на истории современных авторов о добрых зверюшках. Я почему-то академика Лысенко сразу вспомнила (не будь к ночи упомянут) с его безумными теориями.
      Наверное, не случайно сказители были не последними людьми в племени. Тот, кто в детстве не прошёл через сказочный лес, не сможет полноценно повзрослеть. Не потому ли теперь так много говорят об инфантильности молодых людей? Сказочный голод ведь просто колоссальный.
      Массовые походы давно пора отменить. Никогда не забуду, как после нескольких неудачных попыток попала наконец на Мойку,12, в квартиру Пушкина. И там, о ужас, в это же время оказалась группа приезжих восьмиклассников. Когда они начали кататься в музейных тапочках по паркету и присаживаться на подоконники, вышла из себя даже интеллигентнейшая служительница музея.
      И с театром то же самое. Купишь билет заранее, предвкушаешь вечер. Приходишь - а там тусовка, которая ну очень сильно нарушает атмосферу спектакля.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ирина!
      Нет-нет, это не сказке конец, не верю, не может быть! Просто дети школьной толпой всегда убивают сказки. Ведь они пришли не по зову сердца, а потому что "так надо" по какому-нибудь нелепому школьному плану культмассовых мероприятий. Да и по-отдельности не всем и не всякая сказка нравится. В детстве я не любил сказки, а вырос - полюбил. Так и сказка никуда не денется. Затаится, переждёт, и вернётся вновь.

      Хорошо бы знать заранее, когда на спектакль не идут школьники. Во время уроков, например. Хуже всего в каникулы, лучше вовсе никуда не ходить, везде эти бестолочи, и в музеях, и в театрах, и в зоопарке. Хорошо придумали в московском планетарии: там есть дорогой VIP ряд, отделённый от основного зала. Понятно, что и школьников там не бывает, и люди поприличней, и самих людей поменьше. Вот бы и в театре сделали так!

      Удалить
    3. Здравствуйте, Анатолий!
      Во времена нашего детства для сказки были более благоприятные условия существования. Мы же сами постоянно что-то придумывали - героев, миры. У моего брата был целый пластилиновый город на огромном листе картона. А теперь и придумывать ничего не надо. Нажал на кнопку - из компьютера вывалилось всё готовое. Поэтому у современных детей так плохо развита фантазия и образное мышление. И очень низкая способность к творчеству, к созданию нового, несмотря на всё "раннее развитие". Они и в театре потому себя так ведут, что с раннего детства пресыщены зрелищами.
      От массовых школьников хорошее спасение - камерная сцена. Никогда их там не видела.

      Удалить
    4. Чистая правда... Но взгляните по-другому. Сидит на обломке колонны старый и печальный древний грек, подперев щёку ладонью. И сокрушается, что с приходом христианства святыни богов забыты и разрушены, никто не читает и не слушает прекрасную "Илиаду" и "Одиссею", дети не знают мифов про Геракла, Тесея и Персея, а с утра до ночи канючат при свечах убогие молитвы. Как они будут мыслить, как станут совершать подвиги, кто станет ваять прекрасные статуи или заниматься философией?

      Действительно, современным детям фантазия и образное мышление не нужны, они осваивают компьютерные миры. А раз так - не нужна и сказка. Она была нужна нам, в нашем детстве. Это у нас были города из пластилина...

      Мы опять входим в тёмные века. Но когда-нибудь, через тысячу лет, вновь наступит Ренессанс, и люди, пересыщенные цифровыми мирами вновь увидят прелесть почти забытых сказок. Даже профессия появится: сказковед - историограф!

      Удалить
    5. Тёмные века, это так. Искусственные какие-то. Люди уязвимые. Отключи им сейчас интернет - и массовое буйное помешательство гарантировано. Выживут сильнейшие, которые не забыли, что такое почерк и бумажная книга. Они-то и передадут потомкам великое знание: "Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба..."

      Удалить
  2. Кит вызывал сочувствие, чего не скажешь о царе в кипятке.
    Неделю назад тоже была в театре. И школьников было много. Но удивило не их поведение, а смех и шутки не к месту в ряду за нами. Там сидели женщины лет за тридцать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть и такая грустная категория зрителей, которым трудно осознать, где они находятся. Хихиканье - это что! Мы однажды видели чудо посильнее. Прямо в первом ряду устроилась группа мужчин и женщин весьма приличного вида и возраста. Во время спектакля они разливали коньяк из плоской фляжки и пили, не стесняясь. Видимо, праздновали чей-то день рождения таким образом. Не понимаю, почему их не вывели из зала.

      Удалить
  3. А я однажды была на спектакле в своем самом любимом театре - "Моссовета" - на спектакле, который, как на грех, назывался "Серебряный век". Думаю, Вы не удивитесь, узнав, что на него пришли те самые школьные группы. Но содержание спектакля никакого отношения к тем самым стихам по программе не имело. И школьники в недоумении покинули театр в антракте. Как же стало хорошо! И как чудесно прошёл второй акт.

    А второй раз, в том же театре, на 4-м примерно ряду партера, мои далеко не юные соседки возмутились, что показывают ерунду какую-то. А я, между прочим, пришла во второй раз на мой самый-пресамый любимый спектакль "Не будите мадам". И вот посреди очень тихой сцены, буквально в нескольких метрах от играющих на сцене Тараторкина и Остроумовой, дамы полезли продираться на выход. Как мне было стыдно за них... А вы говорите - школьники ;-).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня похожие дамы сидели за спиной на концерте средневековой музыки. Они довольно быстро поняли, что попали не туда, и начали спокойно обсуждать свои бытовые проблемы. А в зале акустика великолепная, к тому же большинство произведений исполнялось а капелла. Как же я была рада, когда после антракта их места остались пустыми!
      Таких, немного, к счастью. Но встречаются индивиды.

      Удалить