что вполне естественно, что к
этому времени
приурочивают поездки в гости, пикники и
торжества. В это
время достают вино
прошлогоднего урожая и размышляют над ним.
Дж. Даррелл "Птицы, звери и родственники"
Прямо чёрные помидоры. Не гнилые какие-нибудь, а натурально чёрные. Сорт у них такой.
Продаются в ведре, насыпаны красивой горкой. Глаз невольно останавливается.
Рядом на дощатом прилавке ровными рядами разложены помидоры стандартно красные и розовые - каждая размером с детский мячик. А следом за ними до горизонта светятся оранжевые, жёлтые. Переходят в солнце.
И все остальные овощи как по заказу. Не набор для борща, а гораздо, гораздо шире. И перец тут, и налитой кабачок, и нечеловечески громадная тыква лезет из-под прилавка вперёд продавца. Кукурузные початки, тугие подсолнухи, из которых так непросто достать самую первую семечку.
Белые грибы, как с картинки, и прочее, и прочее. Видел бы всё это Н. В. Гоголь, он бы лучше написал.
Только вместо знаменитого классика я сама брожу в субботний день в тех рядах Новосибирского рынка, где устроились хозяева садов-огородов со своим разноцветным щедрым товаром. Со своим трудолюбиво выращенным изобилием.
С непривычки может показаться, что здесь раскинулся местный филиал Выставки достижений народного хозяйства. А на самом деле это просто время урожая. В наших суровых краях, в нашей зоне экстремального земледелия в очередной раз созрело всё.
Не могу удержаться и покупаю жёлтых медовых ранеток. Яблоки вон там тоже есть (Мичурину бы радоваться да радоваться), но мне ранеток, пожалуйста. Мои школьные сентябри - это ранетки на всех переменах. Полуяблочки, пропитанные сибирским солнцем, в них перемешались и туманы, и запахи тайги, и сухой жар самого летнего месяца июля.
В них течёт куда-то большая спокойная река, в них двойная радуга, вставшая внезапно над берёзовыми перелесками.
Ветки стонали от ранеточной тяжести.
Однажды в начале шестого класса нас отправили в какое-то пригородное хозяйство, как тогда было принято, спасать урожай.
Стоял погожий сентябрьский день, и мы отправились охотно, без стонов и физиономий. Потому что, во-первых, уроки на сегодня отменяются. А во-вторых, ранетки собирать куда приятнее, чем морковку или облепиху.
Мы прохаживались в ароматных ранеточных рядах, грызя на ходу. Бросая на ветер слова и маленькие огрызки. Пока из-за кустов не появилась наша классная руководительница и не напомнила, для чего все мы здесь сегодня собрались.
Пришлось приниматься за дело. И вот когда вёдра были почти полны, из-за кустов выпорхнула стайка наших одноклассников. В мгновение ока мальчики очутились рядом с нами и принялись яростно выгребать из наших вёдер собранное в поте лица и перекладывать в свои - пустые. Потом так же стремительно скрылись.
Мы стояли, как громом среди ясного неба стукнутые. Как будто нам пшикнули в лицо нервно-паралитическим. А что было делать? Бороться? Это с мальчиком-то? Ужас какой! Толкаться? Падать грудью? Бежать вдогонку, угрожая пустым ведром?
Скажете тоже. А как же честь и достоинство? Шестой класс - это вам не третий.
Стали дальше работать, проклиная на все лады мародёров. И как только наши вёдра наполнились снова, из кустов выскочил тот же самый состав (наблюдали, ясное дело!) и опять принялся яростно выгребать урожай. Причём конкретный мальчик грабил конкретную девочку, это уже было заметно. Это бросалось в глаза.
Совсем обнаглели!
И что было делать? Жаловаться? Но шестой класс - это же не детский сад. К тому же мы смутно догадывались о том, что здесь не чистой воды вероломство, а нечто другое. Сообразили. Шестой класс - не первый.
И мы придумали ответный ход. В следующий раз, как только налётчики показались из-за кустов, мы с быстротой молнии сели на свои почти полные вёдра. И что вы на это скажете?
Теперь уже мальчики стояли, как будто им в лицо пшикнули нервно-паралитическим. А что было делать? Обхватывать девочку и тянуть прочь с ведра, а та будет хохотать и не очень сильно упираться? Но шестой класс - это вам не десятый.
И мальчики убрались восвояси. А мы вроде как победили.
Ранетки были красные и жёлтые. А были ещё невозможно красные, просто бордовые, продолговатые. У них даже мякоть была с красными прожилками. Кислые до невозможности, есть нельзя. Но зато какой изумительный получался из них компот!
Из кислой оранжевой облепихи - тоже компот. А вот из кислой клюквы - уже кисель. Особенно зимой, когда за окном полный мороз.
В другой части рынка вовсю торжествует урожай не местный - персики да инжир. Бананы и апельсины, которые никого сейчас не интересуют.
И виноград! Таинственное сочетание "время сбора винограда" разгорелось для меня фантастическим фейерверком ещё в дошкольном детстве, когда прочитала где-то про солнечные виноградные края. Как собирают в корзины, как несут, радуются, а потом мнут с песнями ногами.
Как? Неужели прямо ногами? Серьёзно? Сильные мужчины, цвет племени, после трудового дня приходят мять. Они снимают свои огромные тяжёлые ботинки, стягивают длинные чёрные носки. После чего забираются в чан и там месят. И радуются. Месят и поют.
"Я думаю, что они сначала моют ноги, - предположил умный старший брат. - А между мытыми руками и ногами какая разница?"
Действительно. Как-то не подумала.
Я возьму после родных жёлтых ранеток тяжёлую чёрную гроздь. С косточками, как люблю. Унесу домой, вымою в нескольких водах. И на каждой виноградине загорится солнце, которого хватит на всех и в нашем сентябре.
Короткое, разноцветное, весёлое и справедливое время урожая.
Какое счастье, что шестой класс не десятый и не третий))))
ОтветитьУдалитьЧелентано - красавчик)))
Это просто словами не передать, какой красавец! Был и есть.
ОтветитьУдалитьО, Челентано! Заслуживает комплиментов.
ОтветитьУдалитьА мы трудились на картошке и свекле. Может, даже в шестом как раз нас поставили на широкие грядки парами. Мы с подругой сначала удивлялись суперурожаю картошку, ругая чернозем за такой подарок. А потом увидели, что картошка просто прилетает с соседней грядки. Ведрами драться не стали. Просто начали активно возвращать картофель с "процентами". Та бы и метали в восемь рук, пока учитель не появился.
О, каких колоритных воспоминаний будут лишены современные школьники!
ОтветитьУдалитьЯ помню, как нас уже в каком-то старшем классе (кажется, в 9-ом), отправили на уборку капусты. Холодно было, дождь стеной, грязь на сапогах килограммами. Мы просидели всё время в промозглом автобусе, мечтая о том, чтобы нас поскорее отсюда увезли.
А потом, кажется, вышло какое-то постановление, запрещающее выезд школьников на поля, и до конца школы нас не трогали. И на первом курсе тоже, чему я очень радовалась. Но повезло не всем, как оказалось. Моя одноклассница, поступившая в медицинский институт, трудилась две недели на облепихе.