Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

среда, 29 июля 2015 г.

Старые "Мурзилки"

 
   Перелистала подшивку старых "Мурзилок", найденных на чердаке. Многие узнаю в лицо - сама в детстве доставала такие из почтового ящика.
   Чуть ли не единственный журнал для детей, который каким-то непостижимым образом выжил, сохранил лицо, душу и неплохой тираж (50.000 по нынешним временам - это почти фантастика).
   "Мурзилка" хорош по-прежнему. Не потому, что теперь он "полноцветное глянцевое издание", а потому что адекватно относится к своим читателям.
   Большинство современных детских журналов не вызывают горячего желания взять их в руки и немедленно заглянуть под обложку. Мне кажется, что их главные редакторы сделали для себя окончательный вывод: за последние 30 лет дети чудовищно поглупели, они не в состоянии воспринимать что-либо, кроме  однообразных цветных картинок и комиксов. Детей нужно как можно больше развлекать, а учить чему-то, беседовать, пробуждать мысль и чувства добрые - вовсе не обязательно.
   Длинные содержательные тексты? Неходовой товар.
Стихи? Сбросить с парохода современности!
Полезные советы? Загадки? Поделки своими руками? Неохота напрягаться.
   Нет, не думаю, что современные дети так уж сильно поглупели. Просто теперь им незачем запоминать и помнить. Зачем, если под рукой всегда интернет - он и подскажет, и напомнит, и предложит множество вариантов. Посмотрел нужное-забыл. То, что легко пришло, так же легко уйдёт. Останется то, что добыто собственноручно и проверено на прочность.
   Взрослые люди спрашивают у интернета, почему к ним лето до сих пор не пришло, и как им жить дальше. Это ведь не говорит о том, что они глупые. Здесь что-то другое.
   Я перелистываю пожелтевшие страницы "Мурзилок" моего детства. Плохая бумага, неважное качество печати, тусклые краски. Пламенные передовицы, которые никто не читал:
                            В светлый час, в хмурый час,
                            В дни труда, в бою тяжёлом
                            Ленин с нами,
                            Ленин - в нас.
                            Ленин всюду с комсомолом.
   Или вот такая страшилка:
                            Шепчет красный галстук мне
                            На ветру весеннем:
                            "Помни: слышал в тишине
                            Нашу клятву - Ленин."
   К 10 годам Ильич уже настолько примелькался, что казался не очень-то человеком, а явлением природы, периодически выпадающим в виде осадков на наши головы. Вот такого точно не было, это фантазия художника.
   А было другое. На страницах старых "Мурзилок" люди летели в космос (фотографии космонавтов тут же), шли к Северному Полюсу, погружались на дно океанов, изучали вулканы Камчатки, выращивали фруктовые сады, пекли хлеб, сочиняли стихи и сказки. Конкретные люди занимались конкретными делами. Предполагалось, что и мы, когда вырастем, тоже будем летать, погружаться, изучать и выращивать...
    Нет, новые дети совсем не глупые. Просто им очень не хватает конкретных людей, занимающихся конкретными полезными делами. Очень трудно подражать герою, который в одиночку борется с абстрактным вселенским злом, летая по воздуху или ползая, как муха, по всем вертикальным поверхностям. Это они супергерои, а мы - люди, нам-то что делать?
   Например, сделай шахматы, советовал "Мурзилка". И всё это на полном серьёзе.

   "Собери в лесу сухой валежник. Распили так, чтобы получились заготовки одинаковой длины для пешек и подлиннее для других фигур. И начинай не спеша обрабатывать их ножом. В основания фигурок можно вставить заострённый штырёк. Такими "лесными" шахматами здорово играть в походе, начертив прямо на земле шахматные клетки."
   Всей силы моего воображения не хватит, чтобы представить современных младших школьников, у которых хватит желания, умения и (главное!) терпения сделать шахматы из валежника.
   А в походе, если такой случится, они будут не клетки на земле чертить, а искать точку, в которой ловится вай-фай. И ныть, что она не находится, и заняться совершенно нечем.
Но "Мурзилка" не знал, что будет так.
   Он учил и  учил младших школьников -  пилить, сверлить, забивать гвозди, жарить омлет, пришивать пуговицы, шить на швейной машинке, чистить стенки аквариума, ковёр и кресло, делать полочки для книг и подставки для карандашей. Правда, правда!
   А ещё был рассказ про Велимира Хлебникова, про колёса и самолёты, тотемное письмо индейцев, про азбуку Кирилла и Мефодия, про Бородинское сражение...
   И много стихов авторов всех национальностей. И не похожих друг на друга рисунков.
И прекрасный Юрий Коваль - очень часто: "К нам на Гору пришла бабка с мешком и сундучком.
   В мешок-то бабка собирала шиповник и дикие яблочки, а сундучок сам в себя всё складывал, что попадалось.
   Сундучок-то это была собака, которую, наверное, звали Тузик, а мы сразу прозвали Сундучком. А ещё Рундучком и Чемоданчиком.
   Первым делом Сундучок сложил в себя таз вчерашней ухи и требуху от рябчика. Мы были довольны, что требуха не пропала даром, особенно Витя, который не любил, когда что-то пропадает даром, хотя бы и требуха."

   Комиксы про Ябеду-Корябеду, которая с компанией хулиганов строила козни доброму Мурзилке. Но не просто так картинки, а с хитрым заданием в конце - на логику, сообразительность и внимательность.
   И бесподобные психоделические "Приключения Мурзилки"

   И невероятная сказка Сергея Козлова, которая ещё раз доказывает, как серьёзно относился "Мурзилка" к своим читателям, ни минуты не сомневаясь в их уме и чуткости.

                             Как Ёжик с Медвежонком приснились Зайцу

По первому снегу Заяц прибежал к Медвежонку.
 - Медвежонок, ты лучший из всех, кого я знаю, - сказал Заяц.
 - А Ёжик?
 - Ёжик тоже хороший, но ты - лучше всех!
 - Да что с тобой, Заяц? Ты сядь, успокойся. Чего ты прыгаешь?
 - Я сегодня проснулся и понял, - сказал Заяц, - что лучше тебя нет на свете.
Вошёл Ёжик.
 - Здравствуй, Медвежонок! - сказал он. - Здравствуй, Заяц! Вы чего сидите дома - на улице снег!
 - Я собрался идти к тебе, - сказал Медвежонок. - А тут прибежал он и говорит, что я лучше всех.
 - Верно, - сказал Ёжик. - А ты разве не знал?
 - Правда, он самый лучший? - сказал Заяц.
 - Ещё бы! - Ёжик улыбнулся Медвежонку и сел за стол. - Давайте чай пить!
Стали пить чай.
 - Вот слушайте, что мне сегодня приснилось, - сказал Заяц. - Будто я остался совсем один в лесу. Будто никого-никого нет - ни птиц, ни белок, ни зайцев - никого. "Что же я теперь буду делать?" - подумал я во сне. И пошёл по лесу. А лес - весь в снегу и - никого-никого. Я туда, я сюда, три раза лес обежал, ну, ни души, представляете?
 - Страшно, - сказал Медвежонок.
 - Ага, - сказал Ёжик.
 - И даже следов нет, - сказал Заяц. - А на небе - вата.
 - Как - вата? - спросил Ёжик.
 - А так - ватное, толстое небо. И глухо. Будто под одеялом.
 - Откуда ты знаешь, что глухо? - спросил Медвежонок.
 - А я кричал. Крикну и прислушаюсь... Глухо.
 - Ну! Ну! - сказал Ёжик.
 - И тут... И тут...
 - Что?
 - И тут... Представляете? Из-под старого пня, что на опушке...
 - За холмом?
 - Нет, у реки. Из-под старого пня, что на опушке, вылез...
 - Ну же! - сказал Медвежонок.
 - Ты, - сказал Заяц, - Медвежонок.
 - Что же я там делал, под пнём?
 - Ты лучше спроси, что ты сделал, когда вылез?
 - А что я сделал?
 - Ты вылез и тихонько-тихонько сказал: "Не горюй, Заяц, все мы одни." Подошёл ко мне, обнял и ткнулся в лоб... И так сделалось хорошо, что я - заплакал.
 - А я? - спросил Медвежонок.
 - И ты, - сказал Заяц. - Стоим и плачем.
 - А я? - спросил Ёжик.
 - А тебя не было. - сказал Заяц. - Больше никого не было. Представляешь? - Заяц обернулся к Медвежонку. - Пустой лес, ватное небо, ни-ко-го, а мы стоим и плачем.
 - Так не бывает. - сказал Ёжик. - Я обязательно должен был появиться.
 - Так это же во сне, - сказал Медвежонок.
 - Всё равно. Просто вы плакали и не заметили, как я вышел из-за куста. Вышел, стою, вижу - вы плачете; ну, думаю, плачут, значит, есть причина, и не стал мешать.
 - Не было тебя, - сказал Заяц.
 - Нет, был.
 - Не было!
 - А я говорю - был!, - сказал Ёжик. - Просто я не хотел мешать вам плакать.
 - Конечно, был, - сказал Медвежонок. - Я его видел краем глаза.
 - А что же мне не сказал? - сказал Заяц.
 - Я видел, ты потерянный. Сперва, думаю, успокою, а уж потом скажу. И потом - чего говорить-то? Ёжик, он ведь всегда со мной.
 - А по-моему, мы всё-таки были одни, - сказал Заяц.
 - Тебе показалось, - сказал Ёжик.
 - Померещилось, - сказал Медвежонок.
 - А если так, что у меня с собой было?
 - А у тебя что-нибудь с собой было?
 - Ага.
 - Мешочек, - сказал Ёжик.
 - С морковкой, - сказал Медвежонок.
 - Правильно! - сказал Заяц. - Вы знаете, кто вы для меня? Вы для меня самые-самые лучшие из всех, кто есть на земле!

   В прошлом году журналу "Мурзилка" исполнилось 90 лет. Я перелистываю старые номера и радуюсь тому, что есть новые. Что выжил каким-то непостижимым образом. И по-прежнему учит своих читателей пришивать пуговицы, мастерить бумажные самолётики и сочинять стихи. Учит конкретных людей конкретному делу. 




6 комментариев:

  1. Замечательный Мурзилка! Я согласна и радуюсь Вашему рассказу. Теперь, когда я уже взрослая покупаю книги сына, вижу их как будто в первый раз, ну не было таких у меня в детства, но выбираю сразу, внезапно и как будто спонтанно, а оказывается это все те люди, стихи, рисунки, которые были в детстве в Мурзилке, только имена я не запомнила, особенно художников. Зато теперь знаю - Устинов, вдруг Маврина, Чапля, Токмаков, Макавеева, они даже через тонкие жёлтые страницы чувствуют/ся. Не так давно вышел трёхтомник Мурзилки, вот как раз к юбилею. Книги безумно дорогие, у нас не будет, но всё равно радостно, что они есть, и интересные не только взрослым коллекционерам.

    ОтветитьУдалить
  2. Насколько я теперь понимаю, "Мурзилка" был в те годы чуть ли не единственной возможностью познакомить детей с творчеством Л. Каминского, С. Козлова, Ю. Коваля, М. Яснова... И не устаю поражаться тому, как был качественно отобран материал, и задана достаточно высокая планка - не заигрывать с читателями (бич современной продукции для детей), а тянуть его на более высокий уровень. Лучшие писатели, лучшие художники. И бессменный главный редактор с 1986 года. Хорошо, что есть "Мурзилка".

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина, да ведь это же настоящее сокровище у вас на чердаке сохранилось! Когда я увидела сколько стоит переиздание, у меня задергался глаз))))
    Если отбросить политическую шелуху - "Мурзилка" был замечательный литературный журнал для младших школьников. Какой он стал сейчас даже и не знаю. Но радует, что существует по сию пору. Когда сынок был маленьким, у нас особым почетом пользовались старые подшивки "Веселых картинок", а "Мурзилка" почему-то не сохранился.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, у меня всё сразу начинает дёргаться, когда я в книжный магазин захожу. Цены ростом с коня, а выбор, при том, что полки с детской литературой плотно забиты, не так уж велик. Интересных современных авторов очень много, но они просто не проникают за Урал. Что такое для нашей страны тираж в 2.000 экземпляров? Раньше выручал букинист, но его закрыли, теперь там магазин модной одежды. Всё-таки у "Мурзилки" моего детства, как и у всей детской литературы того времени, было ещё одно достоинство - доступность (цена годовой подписки 3 рубля, одного номера - 15 копеек). И нынешний тираж против прежних пяти с половиной миллионов - это слёзы, конечно.
      Качественный детский журнал, дешёвый, с большим тиражом сейчас очень бы не помешал. Только это утопия...

      Удалить
  4. Мой первый журнал. Потом появился "Костер", "Юный натуралист", ждала каждый номер.
    Журналам сейчас сложно выживать.

    ОтветитьУдалить
  5. Света, ещё был "Пионер", до сих пор храню подшивку. В том числе и страшный номер 1991 года с обращением редакции к читателям: "Всё, ребята, мы тонем. Надежды на спасение нет."

    ОтветитьУдалить