В самом конце третьего класса, 22 апреля, ближе к полудню, вышли мы из Дома культуры и зашагали через площадь, потом по улице.
Трудно описать это ощущение, когда в первый тёплый день идёшь себе без куртки и шапки, в одной школьной форме. Ветер вокруг. Потом проходишь мимо пустого ненужного гардероба прямо туда, куда тебе нужно. А потом обратно - совершенно свободно.
Всё новое какое-то и весна.
Мы вышли из Дома культуры и зашагали без курток и шапок. На пути нам встретился одноклассник и приятель моего старшего брата Валера. Он ехидно улыбнулся и сказал:
- Сплошные пионеры!
Дело в том, что всего лишь час назад мы торжественно вступили в ряды. И теперь это исторический факт.
Вступали всем скопом. Процедура была не особенно сложной. Три третьих класса выстроили на сцене, а потом мы хором вслед за старшей вожатой повторили текст Торжественного обещания. Вот такой.
"Я, вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Всегда выполнять законы пионеров Советского Союза."
К концу третьего класса я уже прочитала изрядное количество книг, и про пионеров в том числе. Девочки и мальчики в тех книгах волновались, что не примут, радовались и гордились, когда их принимали. Они тайком тренировались на галстуках старших братьев и сестёр, а потом громко и чётко произносили на весь зал тщательно выученные, много раз отрепетированные слова клятвы.
Помните, как горят глаза героини фильма "Ох, уж эта Настя!", когда она всё это говорит? А в рядах зрителей волнуется мама, старшая сестра, друг старшей сестры, первая учительница...
У нас всё было совсем не так, как в книжках и в кино. Совсем не так.
Можно было вообще ничего не учить, а просто шевелить губами, как бездарь в школьном хоре. Всё равно никто бы ничего не заметил. Мы даже имён своих не назвали. Кто вступает? Кто обещает учиться и бороться? Конкретно!
Теперь я понимаю иронию Валеры. Он был очень умный мальчик, хоть и с тяжёлым характером. И фразу выдал невероятно точную:
- Сплошные пионеры!
Видимо, в своё время он вступал в ряды точно так же.
В книжках и фильмах всё было очень непросто. Бдительная общественность долго присматривалась: а достоин ли ты быть пионером? Что ты за человек такой? Ну-ка, расскажи свою автобиографию!
Голосовали: принять или не принять? В случае чего грозили исключением, и это была высшая кара. Если человек говорил: "Честное пионерское!", сомнений не оставалось - не врёт.
Вновь принятый ходил по городу в пионерской форме и рассказывал всем встречным: "А меня в пионеры приняли! Я теперь барабанщик!" И вот это было совсем уже непонятно. Ну, приняли и приняли. Всех принимают. В назначенный день. Всем гуртом.
Никто из нас и не подумал бы носить красный галстук просто так, в кино или на прогулке. Это была часть школьной формы, которая к личной жизни не имеет никакого отношения.
Я знала, что в некоторых школах в пионеры принимают в два приёма. Сначала лучших учеников, гордость класса (в начале учебного года, в ноябре, был как раз подходящий для этого случая праздник). Они выделялись галстуками среди звёздочек и до весны подавали пример. А все остальные должны были равняться. Но никто не равнялся. Зачем? Всё равно весной примут всех.
Примут как миленькие, хоть и пугают для проформы перед всем классом хулигана и двоечника, пойманного за гаражами с сигаретой.
Потому что если в отчёте записано: 89 человек приняты, а один нет - это уже проблема, это объяснение с начальством, это дополнительная воспитательная работа. А кому нужны проблемы?
Я не разу не видела, чтобы кого-то вдруг не приняли или исключили.
Это было странное безвременье. Уже никто ни во что не верил. Трое только что уехали в небытие на своих роскошных катафалках. Новый правитель вещал о чём-то новом. Каша ещё только заваривалась и тихо побулькивала. Но вот-вот рванёт из кастрюли и понесётся вдоль по улице. И в какой-то момент мы просто перестанем носить галстуки. Как надели, так и сняли - ничего личного.
Моё пионерское время вспоминается как что-то несуразное. Никто не мог объяснить, почему обязательно нужно быть пионером. В то же время отказаться никому просто в голову не приходило. Я хором клялась выполнять законы пионеров, не очень хорошо представляя, что от меня требуется. Что значит быть преданным коммунизму? Как нужно готовиться стать комсомольцем? Лучший в спорте - это вообще не ко мне вопрос. А ещё очень не хотелось быть октябрятской вожатой.
Я узнала, что у пионеров, оказывается, есть ещё и обычаи, когда давно вышла из пионерского возраста. Вот они.
Пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька.
Пионеры стелют постели своими, а не чужими руками.
Пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы — друзья желудка.
Пионеры точны и аккуратны.
Пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь.
Пионеры не боятся предлагать свои услуги людям. Пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер.
Пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов.
Пионеры охраняют полезных животных.
Пионеры помнят всегда свои обычаи и законы.
И кто после этого осмелится держать руки в карманах?
Когда ученики седьмого класса повязали нам галстуки и прикололи значки, голос очень громко произнёс:
- Юные пионеры! К борьбе за дело Коммунистической партии будьте готовы!
Мы вскинули руки надо лбом (новый жест!) и хором ответили:
- Всегда готовы!
Некоторые девочки от усердия выгибали кисть руки так, что она стояла перпендикулярно линии горизонта..
А что за "дело" такое у Коммунистической партии, за которое надо бороться, и, самое главное, с кем надо бороться и каким образом, я понятия не имела (и сейчас не имею).
Из журналов, газет и телепередач я знала, что пионер - это не обязательно просто так. Какие-то активисты ездили на какие-то слёты в "Артек". Послы мира улетали за рубеж со своей миссией, но что конкретно они там делали, нам никогда не показывали и не рассказывали.
Взрослые парни и девушки в бело-голубом выносили красные знамёна. И очень нелепо смотрелись детские белые гольфы на их взрослых ногах.
В нашем классе был председатель совета отряда - мальчик примерного поведения, который хорошо учился. А совета отряда не было. Или был, но сам не знал об этом.
В классном уголке было написано, что мы взяли какую-то первую высоту и за что-то (опять!) боремся, держим равнение и прочее...
Теперь я думаю: чем плоха была идея? Смелые, честные подростки (только чур принимать по правде смелых и честных) чем-то полезным заняты, заботятся о младших и зверях, сами не курят и другим не дают. Знают, ради чего они пионеры.
С какого места всё покатилось в тартарары, превратилось в ничто, в мыльный пузырь, нелепую куклу, которая была да сплыла?
А вот когда умный мальчик посмотрел с усмешкой и подумал: "Сплошные пионеры", а потом вскинул руку: "Всегда готов!", всё и началось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий