Он кусает |
Бом, бом, бом, бом!
Пляшет Муха с Комаром!
Корнею Ивановичу вообще очень удавались сцены массовых праздников жесткокрылых, хоботковых, скрыточелюстных и тараканообразных. Таким оптимизмом веет от них, такой подлинной радостью. В этот момент забываешь о том, что муха - разносчик заразы, а в учебнике природоведения сказано: если вы увидели, что муха села на хлеб, ни в коем случае не употребляйте тот хлеб в пищу.
А жених переносчицы заразы - всего лишь маленький летающий вампирчик, противно зудящий по ночам прямо под ухом.
Но золотое перо выдающегося мастера сделало из них пару хоть куда.
Через несколько лет на смену сказкам Чуковского пришла очень популярная в то время песня. Её исполнителей звали невероятно: Мирзда Зивере и Иманте Ванзович. Очень смешной дуэт. У женщины были два легкомысленных хвостика на голове и громаднейший бант спереди на платье. А молодой человек - во фраке и галстуке-бабочке, но при этом почему-то в белых ботинках. Тексту песни мог бы позавидовать сам Даниил Иванович Хармс:
Ах, не бойтесь муравья,
Если рядом с вами я!
Обещаю до утра
Защищать от комара.
Я и в поле и в лесу
Вас согрею и спасу.
Надо, надо, надо, надо, по-подумать!
Мне казалось, что это песня о насекомых. А на самом-то деле она о первой любви!
В жизни комары были совсем не героическими и совсем не привлекательными. Особенно огромные представители отряда (или подвида?), которых мы называли "малярийными" и ужасно боялись. При том, что эти создания никогда ни на кого не нападали, а тихо и задумчиво сидели в углу под потолком, если им вдруг случалось залететь в комнату. В отличие от своих "немалярийных" собратьев - назойливых и агрессивных.
Когда я окончила второй класс, мне случилось впервые побывать в пионерском лагере. И вот в самом конце смены нас повели в настоящий поход, с палатками, с ночёвкой на самом берегу реки. Сначала мы пили чай, вскипячённый прямо на костре в зелёном ведре. Потом пели песню:
До свиданья, лагерь милый и родной!
Здесь, на речке, мы прощаемся с тобой!
Этому тексту никакой Хармс бы не позавидовал.
А потом пошли спать в палатки. Рядом лес, речка - лепота! И детский сон так крепок на свежем воздухе.
Утром оказалось, что лицо моё сплошь искусано комарами. Просто живого места нет. У меня и ещё у одной девочки - Лены. Остальные целы и невредимы. Видимо, у комаров был какой-то заранее разработанный план насчёт нас.
Хорошо, что лагерь на этом закончился. И мы, такие красавицы, поехали наконец-то домой.
Моя мама решила проблему радикально: просто намазала все укусы популярным в те годы бальзамом "Звёздочка". Запах у него был такой резкий, что глаза моментально вылезали из орбит, и слёзы градом. Но и целебный эффект нисколько не слабее. На следующее утро от комариных укусов не осталось и следа.
А потом появились всевозможные "фумитоксы". Мы думали, что вот теперь-то избавились от комаров навсегда. Оказалось, что не совсем так.
Когда я привела дочку-будущую первоклассницу на день открытых дверей в её будущую школу, среди всего прочего мы увидели выступление детского образцового театра "Синяя птица" (достояние школы). На сцене актового зала он продемонстрировал отрывки из спектакля "Муха-Цокотуха".
Исполнительница главной роли, семилетняя Саша, с большим чувством пела на переднем плане:
Я Му-ха! Цокоту-ха!
Позолочен-ное брю-хо!
На заднем плане в такт словам покачивался большой самовар. Как мы потом узнали, это был актёрский дебют Гали, Сашиной мамы.
Но вот симпатичный Комар Стёпа нападает на очень голосистого Паука Андрея и ему на всём скаку голову срубает. Счастливый финал. Насекомые снова ликуют. Немного вразнобой, зато от души.
И осенью моя первоклассница тоже в театре.
Оказалось, что руководитель "Синей птицы" - седовласый тенор и преподаватель вокала из консерватории Фёдор Фёдорович к насекомым весьма неравнодушен. Помимо "Мухи-Цокотухи" в репертуаре театра был ещё спектакль под названием "История мухи Цэ". Кроме того, бабочки, сверчки, кузнечики и стрекозы выходили на сцену при каждом удобном случае - "Дюймовочка" ли это, "Золотой ключик" или "Винни-Пух". Они вальсировали, пели, танцевали канкан, оттесняя порой главных героев вглубь сцены.
Букашка с былинкой танцует в обнимку
Осу подхватил мотылёк,
Поёт им комарик, и синий фонарик
Зажёг им вдали светлячок.
А божья коровка встряхнула головкой,
Расправила свой сарафан,
И так танцевала, что тут же средь бала
Упала без чувств на диван.
Тут божья коровка Катя делает изящнейшее па и падает прямо в объятья к Никите-коту Базилио, который тоже принимает участие в общем празднике, устав гоняться за Буратино. По кругу идут: белка, Мальвина, лягушка, красный цветок...
Фёдор Фёдорович специализировался на детской опере, а другие жанры, более низкие, не признавал. "Мы убережём наших детей от тлетворного влияния попсы!" - не уставал повторять он. И ставил следом за "Мухой-Цокотухой" "Трёх поросят", потом "Волка и семерых козлят", потом "Дюймовочку"...
А хотелось ведь креатива в царстве насекомых. Некоторые родители подходили к Фёдору Фёдоровичу то слева, то справа со своими рационализаторскими предложениями. Мы были увлечены, творческий процесс захватил нас.
Я вспомнила популярную песенку своего детства. Главное условие соблюдено: про насекомых. "Фёдор Фёдорович! А давайте сделаем дуэт - мальчика и девочку. Помните песню "Надо подумать"? Давайте на концерт к 8 Марта, а?"
"Да меня в тюрьму сразу посадят, - медленно и печально проговорил Фёдор Фёдорович. - Там слова-то какие!"
Я влюбился в первый раз
И так хочу увидеть вас,
Но где-нибудь в лесу, наедине...
Ты мне друг, а не жених,
Боюсь родителей своих,
Но слишком горячи слова твои...
Так затея и провалилась.
Ах, Фёдор Фёдорович, Фёдор Фёдорович! Знали бы вы, о чём поют сейчас дети, которых не уберегли от тлетворного влияния попсы...
А дети наши и сами не понимают, о чем. Русскую популярную музыку вообще слушать невозможно, потому как отсутствие смыла и пошлость (и т.д., и т.д.) никак не замаскируешь. Слушают иностранную. Дочка моя, как большинство современных детей начавшая знакомство с английским языком еще до школы, сначала пыталась переводить тексты модных мелодий. Не понимала, смущалась, разочаровывалась. Теперь не переводит и не поет, а намурлыкивает.
ОтветитьУдалитьЯ всегда в первую очередь обращаю внимание на текст. Большинство современных популярных песен чудовищны. Когда-то ведущие объявляли: "Песня такого-то на стихи такого-то", и это было правдой. А теперь не то что стихами, словами язык не повернётся назвать то, что исполняют со сцены.
ОтветитьУдалить