Вот и всё стихотворенье.
Творчество неизвестного автора
Да, я думаю, всё было именно так. Не по доброй же воле очутилась она после окончания симферопольского кулинарного техникума на лесозаготовках, среди непролазной тайги. Это Тосю наверняка распределили так, потому что она молодой специалист. И вот когда Тося койкоместо своё в комнате для девушек заняла, когда завхоз в неё подушкой швырнул: "Живи!", она осмотрелась кое-как, а потом сразу начала заедать.
Как ложкой компотные яблоки прямо из банки вылавливает - это ещё ничего. Так многие делают, в конце-концов. А сироп оставляют, кому он нужен? Чай из блюдца тоже - архаично, но ещё встречается на просторах страны. Я сама так любила пить в детстве - куда интереснее, чем из горячей кружки.
Но вот этот Тосин бутерброд... Безусловно, центральная фигура всей её трапезы. Бутербродище, сделанный из половинки батона, а сверху - толстый слой черносмородинного варенья. И Тося ещё ложку сверху кладёт, чтобы было максимально смачно.
Конечно, Тося Кислицына заедала стресс. И если бы ей дали бочку варенья и корзину печенья, как Мальчишу-Плохишу, она бы справилась. Хлебала бы огромными глотками прямо из банки, как Карлсон, который живёт на крыше. И банка останется совершенно чистой, как в сказке.
А когда человек спокоен, когда он дома, когда он просто так вечером сел в кругу семьи выпить чаю, ему не надо столько. Будет черпать из специальной розетки: раз варенье, три глотка чаю. Маленькой ложечкой будет черпать. Из чёрной смородины, из вишни, малиновое, клубничное. А ещё из черники да из крыжовника, да из красной смородины желе.
Но по чуть-чуть, умоляю! Тогда будет вкус, аромат, лес и луг, и тщательно прополотые грядки, и время сбора урожая. Когда родители выделяют тебе индивидуальный куст смородины и белый бидончик. И ты кривишься, потому что нудно и неохота, но всё равно ощипываешь ветку за веткой, и ловишь ритм, и появляется азарт. И бидончик всё полнее. А потом насыпаешь с горкой и гордо несёшь. А куст остаётся голый и лёгкий. Здесь был труд.
В банки с вареньем были собраны разноцветные июли и августы. На них не нужно набрасываться, их нужно смаковать. И тогда - помогут, выведут за руку из ангинного жара, соберут вокруг весёлых гостей. И даже заброшенное, засахаренное, прошлогоднее, внезапно обнаруженное в самом дальнем углу холодильника, на что-нибудь сгодится. И будет внезапный пирог из песочного теста в вашем доме, и морс тоже будет. Много, очень много морса. Его будут пить без перерыва все приглашённые на день рождения дети. Ведь я честно набрала свой бидончик с горкой.
Так варили, а потом ели и пили всю зиму и всю весну. Варенье было уважаемым настолько, что его даже сделали героем передачи "А ну-ка, девушки!" Я смотрела с большим интересом, как участницам по очереди завязывали глаза, а потом кормили с ложки различными сортами варенья. А ну-ка девушкам нужно было угадать, что за вкус, из чего сварено.
И они запросто называли. С закрытыми глазами. А ведущий передачи А. Масляков внимательно следил, чтобы никто не подглядывал.
Девушки ели варенье без перерыва. Особенно отличилась, а потом победила студентка какого-то провинциального культпросветучилища. Во-первых, она лучше всех танцевала в другом конкурсе. Можно даже сказать, она была единственной из всех участниц, кто умел танцевать - всё, что ни попросишь. А во-вторых, она угадала все вкусы до единого. Очень уверенно называла, едва успев прожевать: "Груша! Инжир!"
И я думала, что вот, даже не могли найти нормального варенья для съёмок. Того самого, в котором кропотливый труд, и солнце, бьющее прямо в темя. И гордость, и навсегда перемазанные красным соком пальцы. И почти полный бидончик, упавший на бок в траву (ногой задела нечаянно).
А груша? Ну что груша? Это плод компота, а не варенья - думала я. У нас на даче росло одно грушевое дерево, неведомо какими путями и какими ветрами заброшенное в Сибирь. Плоды его невозможно было есть, даже когда они созревали. А в компоте были очень даже хороши, особенно в яблочном компоте, добавленные за компанию.
Настоящих груш - больших и жёлтых - очень мало было тогда в Сибири. Никому в голову не пришло бы варить из них что-то.
И варенье из инжира я бы не угадала ни за что. В этом смысле мне было очень далеко до всё умеющей, всё знающей а ну-ка девушки из культпросветучилища. Потому что не было тогда в Сибири вовсе никакого инжира.
Давным-давно уже нет на телевидении той передачи. И девушки теперь соревнуются не в поедании сладкого, а совсем по-другому. Время варенья ушло. Так уже не варят, снимая пенку, так уже не едят. И жар бьют не малиной, а таблетками. И, наверное, как-то совсем иначе борются со стрессом заброшенные волей судьбы в таёжную глухомань юные поварихи Тоси Кислицыны.
Хм... Тося Кислицына не стресс испытала, она до продуктов дорвалась. Не было у неё всего этого в детском доме и в общежитии. "Кто же тебя научил по чужим тумбочкам шарить?" - спросили её, когда застали за поеданием этих продуктов. А она думала, что раз вместе живут, то все общее.
ОтветитьУдалитьКстати, если не по фильму, а по книжке, то она никакого кулинарного училища не заканчивала, вообще без образования была, в домработницах у кого-то жила. Я помню, когда книжку прочитала, удивилась, что в фильм без образования героиню не пустили.
Про заедание стресса у нас шутка такая была в студенческие годы. Если вдруг на кого-то наваливался неуёмный аппетит (а такое случалось довольно часто), мы так и говорили про себя: "Стресс заедаю" (это всё лекции по психологии виноваты). Думаю, у Тоси всё разом было. Интересно, я не знала, что фильм снят по книге, хоть и смотрела его, наверное, миллион раз. Но предполагаю, что книга не такая весёлая.
ОтветитьУдалить