Мой муж называет этот напиток "компот из дряблок". Правда, в кипятке фрукты расправляются, молодеют, как Иванушка-дурачок в чудесном котле, раскрываются. Не только яблоки, но и гнутые груши, сморщенный изюм, темноликий чернослив, веснушчатые абрикосы. Все преображаются в чудесное варево, которое мы любили. Трясли стаканом, запрокинув голову, стучали в дно. Потому как маленьких ложек на третье нам не давали, а большая суповая или вилка из-под рыбной котлеты добавляли бывшим дряблокам и компании совсем не нужный противный жирный привкус.
А ещё вкуснее были косточки. Особенно абрикосовые. Классе приблизительно в пятом, когда моим любимым предметом была ботаника, в одной интересной книге я вычитала, что косточки абрикоса содержат смертельный яд - синильную кислоту. Я запоздало ужаснулась. Что же это получается? Травила организм все детские годы? Что теперь будет? Чутко прислушиваясь к себе, я пошла посоветоваться к старшему брату, как жить дальше.
Брат сказал, что дни мои ещё не сочтены, потому что косточек этих нужно съесть зараз килограмма три. Тогда, пожалуй, почувствуешь недомогание - если не от синильной кислоты, то, по крайней мере, от обжорства.
Можно было спокойно колоть дальше.
В это же время я прочитала книгу Владислава Крапивина "Мальчик со шпагой". И вот что меня поразило до глубины души: один из героев, торопясь в клуб, наскоро обедал дома и прибегал на занятия, раскалывая косточки из компота крепкими зубами. То есть, уже стоя в дверях, он забрасывал в рот абрикос или сливу, потом мчался по улице с косточкой за щекой, а после, уже в помещении, с треском разгрызал её.
Да разве можно разгрызать косточки зубами, второпях, на ходу?! Нет, нужно было собраться группой детсадовских счастливчиков, выловивших в своём стакане бонус. А потом тайно от воспитателя, в каком-нибудь тёмном углу - за шкафом, за аквариумом, за спиной большого мягкого медведя - раскалывать косточки ножкой голубого детсадовского стула.
Эта антисанитарная акция доставляла нам истинное наслаждение. Не понимаю только, почему нас так ни разу и не поймали на месте преступления. Видимо, всё внимание воспитателей отвлекали на себя отстающие, вечно цепенеющие над остывшим супом.
Дома я предпочитала пользоваться молотком: очень уж крепкие были те косточки.
Ещё одному оригинальному способу раскалывания меня пыталась научить лучшая дошкольная подруга Инка Павлюк. Дело в том, что украинская и молдавская бабушки регулярно присылали Инкиной семье грецкие орехи в большом количестве. И мы их без конца ели. А поскольку от щедрого удара молотком скорлупа вместе с ядром часто превращалась в мелкие осколки, Инка показала, как надо.
Дело происходило у нас на кухне.
Надобно взять грецкий орех в руку и что было сил шмякнуть им об стену.
Так мы и сделали. Орехи, целые и невредимые, отскакивали от стены прямо нам в лоб.
Мы удвоили. мы утроили усилия. Мы утомились. А результат был тот же. Вернее, его не было.
Потом пришёл мой папа. Взял сразу несколько орехов в руку. Сжал. Захрустело.
Так одна из стен нашего дома была спасена от дальнейшего разрушения.
Хорошо ещё, что нам не пришло в голову крушить таким образом абрикосовые косточки.
Был ещё один компот, не менее значимый для меня, чем "дряблочный". Совсем без косточек. Болгарский "Ассорти". Сквозь баночное стекло смотрели полновесные груши и персики, яблоки - тоже в теле. Всё предусмотрительно разрезано пополам: просто черпай ложкой и ешь. Только безумец мог наливать "Ассорти" в стакан.
Вкус, конечно, был божественный. Почему теперь никто не может его повторить? Ведь ничего запредельного не было в том рецепте. Может быть, солнце стало сердитым? Или у фруктов испортился характер?
В день, когда мне исполнилось 6 лет, я отправилась в детский сад с большим пакетом конфет "Белочка". Но шоколадные конфеты в то время меня мало интересовали. Гораздо более заманчивой была перспектива, что в ближайший выходной ко мне придут друзья, и вот тогда я буду их угощать (и себя заодно) по-настоящему. Папа купил мне на день рождения целую коробку "Ассорти"! Это сейчас - просто фрукты в сиропе. А тогда - настоящие чувства, до костей.
В 2009 году ехали мы на такси в болгарский город Варну. Таксист, очень симпатичный разговорчивый усатый мужчина средних лет, представился: Василий Иванович. По-русски Василий Иванович говорил отменно. И когда я спросила про знаменитый компот, он очень хорошо меня понял. Покивал грустно: да, был такой, а теперь вот нет. Почему? Кто знает? Чтобы до сердцевины добраться, косточку расколоть надо. Но я не буду, нет. Всем известно, что любой яд, даже в самых микроскопических дозах, имеет свойство накапливаться в организме.
Вкуснятина)))
ОтветитьУдалитьИ не говори! Я дряблочный до сих пор люблю, варю часто. А по "Ассорти" тоскую, в магазинах встречаются вкусные компоты, но до болгарского канона им далеко.
ОтветитьУдалитьНу да, есть такой эффект, если "старые" яблоки не доесть, а купить "новых", то шанс "старых" быть съеденными стремится к нулю и они превращаются в "дряблоки" :-)
Об этом и Гришковец говорил в своих жизненных наблюдениях.
ОтветитьУдалитьДа, канул в небытие "тот самый" болгарский компот.
ОтветитьУдалитьЕго следы иногда мелькают в современных банках с компотами, но собрать все воедино никому не удается...
Полустёртые те следы. Неповторим тот вкус...
ОтветитьУдалитьДа, ассорти, это было круто и в наше время в 1971г, когда я училась в интернате в 9-10 классах, такой компот был на 3 на обед.Подобного сейчас не встретишь. Вкуснятина....!
ОтветитьУдалить"Ассорти" казался бессмертным. Жаль его очень.
ОтветитьУдалить